Начинается...

Проблемы и аспекты импортозамещения

Проблемы и аспекты импортозамещения

В. В. КОРТИАШВИЛИ – коммерческий директор ЗАО «ЭМИС»

Старинная русская пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло» стала в последнее время для российских производителей актуальной, заставив крупные нефтегазодобывающие и перерабатывающие предприятия, компании химической и металлургической отрасли обратить внимание на отечественных производителей оборудования. Складывающаяся внешнеполитическая ситуация вынудила государство стать посредником в удовлетворении спроса крупных целевых потребителей за счет предложения производителей на внутреннем рынке.

В первую очередь данное обстоятельство обусловлено тем, что на текущем этапе развития экономики в РФ государство является самым крупным собственником производственных мощностей в профилирующих отраслях промышленности, таких как добыча и переработка нефти и газа. Однако данная конъюнктурная тенденция для развитого и устойчивого общества является не временным явлением, а постоянной составляющей внутренней государственной политики, снижающей риски в сфере экономической безопасности страны.

Источниками происхождения политики импорта в Российской Федерации являются причины различного характера, в первую очередь по степени градации, технические и технологические, затем следует выделить в качестве крупной группы маркетинговые (экономические), законодательные, но нельзя не отметить психологические. В настоящей статье предлагается построить краткий анализ каждой из перечисленных групп в обратном порядке, так как первые две группы являются, на первый взгляд, понятными, объяснимыми и логичными. Вместе с тем, психологические причины, зачастую, являются первым препятствием на пути импортозамещения.

К данной группе следует отнести стереотипы и фобии, присущие любому индивидууму, в том числе являющемуся функционером, ответственным за политику закупки и обеспечения производства. Если со стереотипами все просто и понятно, и их не так уж много: «Продукция российских производителей не достаточно надежна», – или: «Российские технологии не достаточно современны и развиты», – то фобии представляют собой более сложное явление. Многие российские производственные компании уже давно и успешно борются со стереотипами. ЗАО «ЭМИС» в части качества предлагает возможность приобретения расширенной гарантии на всю линейку производимых приборов до 36 месяцев при определенных условиях.

А в части использования в оборудовании высоких технологий ЗАО «ЭМИС» явилось первым из российских производителей расходомеров, кто расширил возможности расходомера в результате установки на него программного обеспечения «ЭМИС-ИНТЕГРАТОР» собственной разработки на основе цифровой обработки сигнала, оснастив продукцию высокотехнологичной электроникой, и снова, отечественного производства. В результате за такими приборами прочно закрепился аттрибутив «интеллектуальные».

Внедрение в 2013-2014 гг. на базе вихревых расходомеров «ЭМИС-ВИХРЬ 200» новой версии электроники и применение на ее базе программного обеспечения позволило значительно расширить технический функционал выпускаемых расходомеров. Существенным достижением в этой связи стала возможность технологического учета на базе вихревого расходомера «ЭМИС-ВИХРЬ 200» в комплексе с датчиками давления и температуры массового расхода контролируемой среды.

Анализируя далее данную группу проблем импортозамещения необходимо понимать, что в целом корпоративная культура компании (заказчика) складывается из реализуемых ею в различных направлениях деятельности политик, каждая из которых определяется внутренними корпоративными стандартами, которые разрабатываются людьми, применяются людьми и контролируются людьми. Вследствие чего по описанной цепочке отдельно взятый ответственный функционер как независимо, так и вместе с другими, оказывает прямое влияние на формирование и претворение в жизнь политики обеспечения производства предприятием-заказчиком. При этом личный профессиональный опыт отдельно взятого сотрудника определяет предвзятое отношение и субъективное воздействие в вопросах импортозамещения. Таким образом, личные человеческие фобии становятся частью политики крупной компании. В этой связи, российским производителям часто приходится слышать возражения заказчика: «Знаю я Ваше оборудование…», – и далее могут следовать далеко не самые лестные эпитеты.

При этом стоит труда заставить такого скептика прислушаться к таким аргументам как: капитальные вложения, реализованные за последние несколько лет; повышение уровня культуры и качества производства; приобретение и использование как положительного, так и отрицательного опыта. Фобии препятствуют развитию компании-заказчика, так как делают его зависимым от определенного вида оборудования и, как следствие, его производителя, что, в свою очередь, делает технологическое развитие покупателя (потребителя) зависимым от научного, технического и производственного прогресса поставщика. Фобии порождают и формируют коррупционную емкость, так как исключают конкуренцию и подменяют понятие альтернативы различных видов, внутривидовым различием при ценообразовании. В этом аспекте психологические причины, препятствующие импортозамещению, трансформируются в экономические, поскольку коррупционные проявления наносят прямой материальный ущерб покупателю, а также разлагают корпоративный дух и культуру компании.

В складывающихся условиях основным способом борьбы со стереотипами и фобиями заказчика, выработанным рынком, стала опытная эксплуатация. Однако, для отечественных производителей данный способ является малоэффективным маркетинговым приемом, так как в лучшем случае получение денежных средств откладывается до окончания срока испытаний, а, как правило, о выкупе тестового оборудования и, вовсе, не идет речи. Имея более низкую рентабельность по сравнению с западными конкурентами, уже давно перенесшими свои производства в страны с низкой стоимостью технологических и производственных процессов, российские производители не могут себе позволить замораживание денежных средств в долгосрочных программах продвижения продукции. Кроме того, успешное прохождение опытной эксплуатации не является единственным и последним препятствием на пути вхождения российским предприятием-производителем в пул поставщиков крупного монополиста, а, в свою очередь, ведет к следующим расходам по корпоративной сертификации и аккредитации. И здесь мы переходим к следующей группе причин (маркетинговой), по которым доля рынка приборов и высокотехнологичного оборудования складывается на текущий момент не в пользу российских производителей.

Небольшая рентабельность в этом аспекте производственной и предпринимательской деятельности отечественных компаний становится тормозом на пути развития дилерских и дистрибьюторских сетей, сервисных центров. В качестве примера можно привести размер дилерской скидки, традиционный для российского производителя (15-25%), и для импортных компаний (35-40%), в связи с чем, компании, специализирующиеся на отраслевой поставке и комплектации более охотно идут на представительство интересов зарубежных производителей.

Следующим значимым компонентом маркетинговой группы является доступ иностранных производителей к дешевым кредитным ресурсам, в то время как российским компаниям приходится приобретать услуги кредитно-финансовой системы минимум в 2 раза дороже.

При этом как в обсуждаемой, так и в технической и технологической группе проблем импортозамещения, действенным способом преодоления встающих на пути развития потребителя препятствий мог бы быть более тесный диалог между заказчиком и отечественным производителем, в ходе которого производитель получал бы заказ на разработку и производство оборудования, исходя из особенностей производственного цикла потребителя, масштабируя впоследствии полученный результат, а заказчик бы активно в рамках совместной (с производителем) деятельности участвовал в научно-исследовательских и конструкторских разработках и своими ресурсами, и своим потенциалом, неся расходы на паритетных началах.

Тем не менее, именно российские производители имеют ряд неоспоримых преимуществ в части маркетинга. Экспансию импорта серьезно ограничивает отсутствие развитых сетей сервисных центров и слабая организация технической поддержки, в то время как большинство отечественных приборостроителей присутствует, как минимум, в каждом федеральном округе, в части сервиса.

К маркетинговой группе можно было бы еще отнести и проблемы конкурентных закупочных процедур, и формирование заказчиками неконкурентных преимуществ в форме, так называемых, «коротких» или «закрытых» списков, а также ряд других. Формирование «коротких» списков является целесообразной административной процедурой при динамичном и развивающемся рынке, когда заказчик на короткий отрезок времени предоставляет преимущество отдельным категориям производителей с тем, чтобы снизить риски приобретения некачественной продукции. Однако, на текущий момент следует признать, что рынок приборостроения РФ сложился в пользу устоявшегося круга известных зарубежных и отечественных производителей, и необходимость администрирования «коротких списков» становится нелогичной с точки зрения расходования в этих целях временных и трудовых ресурсов. Существует еще и техническая причина формирования «коротких списков», однако, по природе своего происхождения она относится к технической и технологической группе проблем импортозамещения.

По своей величине и значимости техническая и технологическая группа причин проблематики замещения импортного оборудования является самой крупной и сопоставимой в совокупности с двумя предшествующими психологической и маркетинговой.

Анализируя данную группу проблем импортозамещения, следует уделить внимание наиболее важной из них, такой как проблема научно-технического развития отечественных производителей. Стремление успеть за развивающимся рынком при отсутствии полноценного и беспрепятственного доступа к необходимым ресурсам; дороговизна финансового ресурса, как основного инструмента научного, технического и производственного развития, вынуждает российских производителей отказываться от переоснащения производства, экономить на основных средствах или закупать дешевые аналоги дорогостоящего оборудования и станков. Многие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы приостанавливаются на неопределенный период из-за отсутствия финансирования, а иногда и видения перспективы рынка сбыта. На сегодняшний день интеллектуальный потенциал российских предприятий является достаточно высоким, но опытно-производственная и конструкторская база иногда значительно отстает или не соответствует требованиям для выпуска опытной или промышленной модели. Существенным прогрессом в данном вопросе стало улучшение взаимодействия и сотрудничества между высшими образовательными учреждениями и производственными предприятиями, инжиниринговыми компаниями. Однако, данное улучшение явилось следствием тенденций на рынке труда, связанным с проблемами трудоустройства молодых специалистов профильных специальностей.

В той связи также следует отметить и усилия государства, предпринятые в этом направлении в 2008-2009 гг., по созданию частно-государственных институтов в форме региональных венчурных фондов в сфере инвестиций в предприятия научно-технической сферы. Однако, данная попытка не имела должной реализации, несмотря на то, что в совокупности региональными и федеральным бюджетом было выделено до 1 миллиарда рублей, в первую очередь, в силу того, что крупные компании-заказчики, заинтересованные в развитии высокотехнологичного рынка оборудования, не участвовали в данном процессе, а порой даже и не знали о нем.

Следующей важной, по мнению многих предпринимателей и юристов, является группа законодательных причин, образующих существенные препятствия на пути импортозамещения. При достаточно сильном, а, порой, и чрезмерном регулировании рынка промышленной продукции, государством нередко принимаются решения, последствия которых становятся катастрофичными для российских предприятий. Одно из таких решений в 2011 году стало знаменательным событием на рынке и открыло новую эпоху в развитии внутреннего рынка, устранив самый существенный сдерживающий фактор на пути импорта в Российской Федерации.

Этим явлением стало упразднение уголовной ответственности за экономическую контрабанду (из Уголовного Кодекса РФ была исключена статья 188). Государство само отказалось от мощнейшего регулирующего механизма и действенной меры по поддержке отечественного производителя, двигаясь в общем направлении либерализации экономики, повысив, кроме того, коррупционную емкость процедуры ввоза товаров на таможенную территорию РФ, и сняв мощнейший регулирующий фактор импорта. В результате чего на рынке промышленной продукции конкуренция усилилась в несколько раз, в том числе и внутри представителей импортной группы, сформировав на рынке сегмент «серых» дилеров, составившим, в первую очередь, конкуренцию официальным представителям зарубежных производителей, и существенно сузив долю рынка для отечественных производственных предприятий.

Обсуждая группу законодательных причин, препятствующих импортозамещению, также следует отметить один существенный и важный аспект участия государства в регулировании стандартов производства в РФ и за рубежом: для сравнения, многие международные стандарты являются продуктом нормотворчества институтов, ассоциаций и некоммерческих объединений отраслевых производителей и разработчиков, в то время как в РФ мы сталкиваемся с жестким государственным регулированием всех процессов в режиме «ручного управления». И это еще не самые существенные различия и особенности, препятствующие развитию отечественного рынка приборостроения и высокотехнологичного оборудования.

Таким образом, в настоящей статье были кратко затронуты основные группы причин, препятствующих импортозамещению, как и в нынешней ситуации, определяемой внешнеполитическими факторами, так и при нормальных условиях функционирования российского рынка. Однако, за годы своего развития и деятельности большинство отечественных производителей привыкли полагаться на себя и вести открытый диалог с партнерами. В связи с чем, действенными мерами по решению проблем импортозамещения со стороны крупных заказчиков, предприятий, являющихся целевым потребителем, и компаний монополистов, и государства, в том числе, были бы следующие:

  • отказ от практики проведения опытной эксплуатации на безвозмездной основе;
  • инициативное формирование спроса и участие в НИОКР;
  • создание условий для реализации поставщиками и производителями своих преимуществ на основе конкурентных методов закупки;
  • внедрение практики рассмотрения альтернатив при проведении конкурентных закупочных процедур;
  • создание упрощенных процедур аккредитации и сертификации, пересмотр действующего прейскуранта цен на эти процедуры;
  • применение более широкого спектра финансовых инструментов при расчете с поставщиками, вместо товарного кредитования на срок 60 и 90 дней, – а также другие мероприятия, направленные на сближение с российскими компаниями-производителями.
456518, Челябинская обл.,
Сосновский р-н, дер. Казанцево,
ул. Производственная, д. 7/1
☎ 8 800 500-22-81
sales@emis-kip.ru
www.emis-kip.ru


Читайте также:

ВЫПУСК 4/2022



Читать онлайн