Начинается...

Разновидности газового топлива и их основные характеристики

Разновидности газового топлива и их основные характеристики

В. КОСТЮКОВ – ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор»
С. ШКОДА – заместитель директора департамента торговых операций компании «Алгоритм Топливный Интегратор»

Существует три разновидности газового топлива, СУГ, КПГ, СПГ, которые читатели, мало знакомые с этой темой, часто путают или не различают вообще, объединяя их в одно понятие – газовое топливо.

СУГ – сжиженные углеводородные газы, представляющие собой смесь пропана и бутана в различных пропорциях, получаемую на газоперерабатывающих заводах после разделения нефтяного попутного газа по фракциям: метан – этан – пропан – бутан. Пропан-бутановая смесь имеет высокую критическую температуру, что позволяет сжижать ее и поставлять потребителю в жидком состоянии при относительно невысоком давлении, до 16 атм. ГОСТом предусматривается производство двух марок пропан-бутановых смесей: летняя смесь с долей пропана до 55% от общего объема и зимняя смесь, с увеличенной долей пропана – до 95% от общего объема. Применение двух марок смесей СУГ, в зависимости от окружающей температуры, позволяет круглый год эксплуатировать автомобили на газомоторном топливе. Октановое число газа превышает 100 ед., что не требует введения октаноповышающих добавок.

КПГ – компримированный природный газ, представляет собой знакомый каждому магистральный природный газ метан, но сжатый на компрессорных установках до 200 атм. Природный газ поступает на АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) по газопроводам. На станции газ осушается и закачивается в аккумуляторы газа под давлением 200 атм. и в таком виде закачивается в баллоны транспортных средств.

СПГ – сжиженный природный газ метан, но охлажденный на криогенных установках до температуры минус 162°С, при которой метан переходит в жидкое состояние. При сжижении природный газ уменьшается в объеме примерно в 600 раз. В таком виде СПГ транспортируется газовозами в регионы, куда не проложена газовая магистраль.

В автомобильной технике применяются в качестве топлива в основном СУГ и КПГ.

Установка газобаллонного оборудования для заправки СУГ стоит в среднем 45-50 тыс. руб., а установка комплекта оборудования для КПГ – около 60-65 тыс. руб. По расчетам Минэнерго, переоборудование автомобиля на КПГ окупится за 50 тыс. км, а на СУГ – за 35 тыс. км. То есть, перевод на газомоторное топливо автомобиля выгоден, прежде всего, тем, кто много ездит, и очень рациональным выглядит перевод бюджетного, а в особенности – муниципального автотранспорта на газ. Габариты, стоимость газобаллонного оборудования, его масса, рабочее давление в системе и цена самого газа различаются, в зависимости от используемого газового топлива, и это определяет класс автомобилей, на которых оно будет использоваться.

Основная область применения КПГ – автобусы и грузовики, что связано с высокой ценой, весом и размером газобаллонного оборудования. Оборудование для пропан-бутана (СУГ) компактнее, его установка легче и дешевле, имеет меньшую массу чем для КПГ и, как следствие, оно активнее используется на легковом транспорте, а также на коммерческом транспорте с небольшой грузоподъемностью, например, ГАЗель и ПАЗ.

Каковы же преимущества использования газомоторного топлива?

  • КПГ внедрялся преимущественно на муниципальных (бюджетных) автопредприятиях, использующих автобусы и большегрузные автомобили, применению данного топлива сопротивлялись работники этих автопредприятий, ведь они зарабатывали тем, что имели возможность хищения дизельное топливо с рабочего транспорта либо завышали его расход, а затем нелегально занимались его реализацией имея дополнительный заработок от продажи. Хищение КПГ очень сложно технически, связано с риском поломки дорогостоящего оборудования и не выгодно экономически из-за его малой стоимости, поэтому внедрение газа в качестве топлива перекрывало дополнительный доход для работников автопарков. Поэтому работники таких предприятий, всеми способами препятствовали установке и использованию КПГ на транспорте. Такая практика вела к сокращению количества транспорта на КПГ и заправочных станций.
  • Сжатый и сжиженный газ обладает высоким октановым числом (110 ед.), что практически исключает детонацию и ведет к снижению нагрузки на детали двигателя.
  • Газ не смывает масляную пленку с поверхности цилиндров, что позволяет увеличить моторесурс в среднем на 40%.
  • За счет минимального содержания примесей и окисляющих веществ в продуктах сгорания на 50% увеличивается срок службы моторного масла, не образуется нагар на свечах, стенках камер сгорания и клапанах.
  • Установив ГБО, мы получаем многотопливный автомобиль с двумя независимыми системами подачи топлива, соответственно повышается надежность транспортного средства за счет дублирующей системы топливного питания. Суммарный пробег на одной заправке возрастает вдвое.
  • При правильной эксплуатации оборудования межремонтный период до замены резинотехнических изделий составит не менее 5 лет.
  • Газ примерно вдвое дешевле бензина.
  • Исключается возможность замены топлива более дешевыми и низкокачественными аналогами (для дизтоплива это – судовое маловязкое топливо и дистиллят газового конденсата, для высокооктановых бензинов – это «полуфабрикаты» товарных бензинов с применением присадок повышающих октановое число.
  • Важен и экологический фактор. Содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей с бензиновым двигателем, переоборудованным для работы на газу, – на 70% меньше, чем у чисто бензиновых, а у дизельных – на 53% меньше. При этом в таких выхлопных газах содержится в десять раз меньше оксида углерода, в два раза меньше окислов азота и практически отсутствует сажа. В среднем по России на выхлопные газы приходится около 45% всех выбросов вредных веществ в атмосферу, а в Москве этот показатель доходит до 88%. Экологичность газомоторного топлива является веским доводом в его пользу при сравнении с бензином и дизелем. Однако, для автовладельцев наибольшее значение имеют экономические показатели. Но и в этом компоненте метановые виды – КПГ и СПГ – выгоднее, чем использование бензина, дизеля или СУГ.

В настоящее время все больше развивается направление многотопливных заправочных станций с реализацией, помимо автобензинов и дизельного топлива, именно СУГ. Основными поставщиками топливных СУГ являются ВИНК Газпром газэнергосеть, Газпром нефть, Сибур, Роснефть, ЛУКОЙЛ, а также газовая компания НОВАТЭК и нефтехимическая Сибур.

Основной прирост происходит за счет строительства заправок, принадлежащих именно ВИНКам – более 25% всех АГЗС принадлежат производителям СУГ и в дальнейшем эта доля будет увеличиваться. Согласовать размещение станции заправки СУГ на уже существующей АЗС существенно легче, чем КПГ, доставка СУГ до АГНКС по техническим и логистическим критериям так же значительно легче чем для КПГ, поэтому на большинстве многотопливных заправках продается именно пропан-бутановая смесь. Заправочных станций на СУГ в России более 3,5 тыс., а это значит, что заправить такой автомобиль более или менее легко, а вот автомобилей, работающих на метане, у нас в стране, по разным оценкам, менее 100 тыс., при этом количество заправок составляет около 260.

В связи с малым количеством автомобилей на КПГ и неразвитостью сети АГНКС, объемы продаж сжатого природного газа, в качестве газомоторного топлива, очень скромны. Пропан-бутановое направление медленно, но все же развивается за счет сравнительной технической простоты использования по сравнению с КПГ, а также низкой стоимости топлива на фоне традиционных автомобильных видов топлива. Однако у природного газа (метана) перед СУГ есть весомый плюс, его цена напрямую не зависит от объемов добычи и переработки нефти, гораздо ниже самого СУГ, не говоря уже о дизельном топливе и высокооктановых бензинах, это самое быстро возобновляемое топливо в мире и его запасы огромны.

В настоящее время для России тема развития газомоторного топлива особенно актуальна, это связано с падением цен на нефть и введением экономических санкций, которые привели к серьезным негативным последствиям для российской экономики.

Вслед за ценой на нефть упала и стоимость рубля по отношению к мировой валюте, произошло удорожание импортных товаров, рост инфляции и снижение реальных доходов населения, а ведь одним из значимых барьеров на пути преодоления экономических проблем является снижение покупательской способности населения нашей страны. Снижение цен на товары и услуги позволит реанимировать покупательскую активность и как раз внедрение газа, в данном случае именно природного газа (метана), как моторного топлива, призвано снизить транспортные расходы, которые составляют значительную стоимость тех самых товаров и услуг.

Хотелось бы подробнее остановиться на проблематике развития газомоторного топлива именно на основе КПГ и СПГ.

Государство в лице монополиста газовой отрасли концерна «Газпром» – наиболее заинтересованная сторона в переводе транспорта на метановое газомоторное топливо, это даст больший объем высвобождаемой нефти, которую можно направить на экспорт. Несмотря на увеличение в последние несколько лет добычи нефти, в будущем стоит ожидать ее падения из-за естественного истощения старых месторождений. При анализе данных публикуемых ЦДУ ТЭК РФ, мы увидим, что сейчас российские показатели добычи нефти растут в основном за счет новых проектов, преимущественно осуществляемых в Восточной Сибири, в то время как старые месторождения показывают негативную динамику дебита добычи. В сложившейся ситуации высвобождение дополнительных объемов нефти и экспортных видов нефтепродуктов с внутреннего рынка приобретает особую экономическую значимость.

В общей сложности, парк газобаллонных автомобилей в мире насчитывает около 18 млн машин или 1,5% всего автопарка. По прогнозу Международного газового союза, меры, предпринимаемые правительствами некоторых стран для стимулирования рынка газовых автомобилей и газомоторного топлива, приведут к росту автопарка до 50 млн машин к 2020 году и 100 млн – к 2030 году. В настоящее время ежегодный прирост парка газобаллонных автомобилей в мире составляет в среднем 25%.

Правительства многих стран мира заинтересованы в развитии рынка газовых автомобилей по нескольким причинам, основной из которых является поддержание и стабилизация экономики. Дело в том, что перевод автопарков госкомпаний и городского транспорта на газ позволяет значительно сократить бюджетные расходы (стоимость метана в среднем в три-четыре раза ниже цен на бензин) и себестоимость услуг.

Крупнейшими автомобильными парками на газовом топливе располагают Иран, Пакистан, Аргентина, Бразилия и Индия. В этих странах действуют государственные программы по развитию газобаллонного транспорта. В развитии газомоторного топлива особенно стоит выделить Пакистан и Иран. Обладая в 1999 году весьма скромными парками автомобилей на газовом топливе, к прошлому году эти государства заняли первые места в мире по количеству автомобилей, работающих на компримированном газе: 2,5 млн в Пакистане и 2 млн в Иране.

В Пакистане полностью запрещено использование дизельного топлива на малых и средних автомобилях, а государство выдает льготные кредиты населению на переоборудование машин для работы на газе.

Например, Иран стал активно развивать газомоторный автопарк только после попадания под международные санкции.

Компании, эксплуатирующие автомобили на природном газе, имеют больше шансов получить государственный заказ, а ввоз импортного автомобильного газового оборудования и систем для газозаправочных станций не облагается налогом. Переводя машины на метан, иранское правительство стремилось высвободить больше объемов нефтепродуктов для экспорта. В последние годы Иран существенно увеличил использование транспорта на природном газе, что позволило избежать ряда негативных последствий после ввода международных санкций, до минимума сокративших экспорт нефти страны и отрицательно повлиявших на курс национальной валюты. Обладая одними из крупнейших в мире запасами природного газа, страна начала масштабную программу по использованию КПГ, предусматривающую субсидирование топлива для потребителей. Сейчас Иран является лидером по использованию транспорта на природном газе в мире, соперничая лишь с Китаем. По данным Financial Times, количество автомобилей, способных использовать два вида топлива, на дорогах Ирана за последние 10 лет выросло с 1500 до 3,5 млн. За этот же период количество заправочных станций увеличилось с 60 до 2074.

В декабре 2001 года Европейская экономическая комиссия ООН приняла резолюцию, предусматривающую перевод к 2020 году на природный газ 10% парка автотранспортных средств в странах Европы – это около 23,5 млн единиц. Для их заправки ежегодно потребуется 47 млрд кубометров газа.

Однако, Европейские страны и США существенно отстают от лидеров по количеству транспорта на метане. Больше всего газомоторных автомобилей в Италии – 823 тыс., а в США только 142 тыс.

За последние 15 лет в Италии число автомобилей, работающих на газовом топливе, почти утроилось, количество заправочных станций выросло в четыре раза, т. е. в начале 2014 года количество АГЗС достигло 1000. В Италии вообще запрещено строить АЗС без блока заправки природным газом. В стране использует более 750 тыс. автомобилей на ГМТ. При переводе автомобиля на КПГ владелец транспортного средства освобождается от уплаты налогов на три года и получает единовременную премию. Италия выступает в качестве государства, доминирующего в использовании ГМТ в Европе. Италия, также, является одним из лидеров по разработке и производству высококлассного газомоторного оборудования, как для СУГ, так и для СПГ, пользующегося большим спросом в России. Например, такие фирмы как, LOVATO, LANDIRENZO, Stefanelli и Tartarini, уже давно заслужили уважение среди наших автомобилистов из-за своей надежности и качества.

В Германии перевод автомобилей на природный газ рассматривается как одно из приоритетных направлений обеспечения устойчивого энергетического развития и экологической безопасности страны. Прогнозируется, что к 2020 году автопарк Германии, использующий КПГ в качестве моторного топлива, вырастет до 6,5 млн автомобилей и составит примерно 30% от всего автопарка. Государство предоставляет в этой сфере льготы как частным автовладельцам, так и владельцам малого и среднего бизнеса. За счет государственных субсидий компенсируются затраты на переоборудование автомобилей для работы на КПГ или на покупку нового автомобиля, изначально использующего КПГ в качестве моторного топлива. Для личных легковых автомобилей, например, базовая величина компенсации составляет 60% от суммы дополнительных затрат, а для малотоннажных грузовиков может достигать 100%.

США активно продвигают использование природного газа для автотранспорта в качестве альтернативы нефтяным топливам как на федеральном, так и на региональном уровне. Помимо федеральных законов, дающих налоговые льготы на использование автотранспорта на природном газе, отдельные штаты лоббируют свои собственные законопроекты, увеличивающие размеры выплат для юридических и физических лиц. Правительство предоставляет пятилетние налоговые льготы, действующие до 2020 финансового года. Даже после окончания льготного периода акцизы на природный газ и пропан составят $0,24/галлон, в то время как для дизельного топлива акциз составляет $0,32/галлон.

Кроме того, власти штатов оплачивают переоборудование транспорта на природный газ в качестве топлива. Серьезным фактором является экологическое лоббирование, в частности, со стороны Агентства по защите окружающей среды при правительстве США, которое оценивает снижение выбросов при применении ГМТ: угарного газа – от 90% до 96%; углекислого газа – на 26%; оксида азота – от 35% до 65%; неметановых углеводородов – от 55% до 70%.

Несмотря на то, что США – страна, традиционно использующая по большей части бензин, руководители автомобильных компаний все чаще высказываются в пользу развития ГМТ. Еще 20-30 лет дизельное топливо не было так сильно распространено, сегодня же оно занимает около 40% в балансе продаж АЗС. Если подобными темпами будет развиваться заправка газом, то это окажет положительное влияния и на экономику США. В условиях «сланцевой революции» это еще более ослабит зависимость страны от импорта углеводородов.

Индия является одним из лидеров по использованию транспорта на природном газе с парком более 1,9 млн машин. Эта страна, где загрязнение воздуха является серьезной проблемой для многих городов, также наращивает темпы развития автопарка на КПГ. Программа по продвижению КПГ была начата в стране еще в конце 1990‑х годов по инициативе Верховного Суда Индии под эгидой борьбы за экологию. Было осуществлено снижение цен на компримированный природный газ на 30% в Дели, а в будущем планируется снижение цен на 25-30% провести и в других штатах страны, все это направлено на сокращение затрат и увеличение автотранспорта, использующего газомоторное топливо.

В Индии газобаллонные автомобили не облагаются транспортным налогом, что позволило Дели и другим городам осуществить существенные инвестиции в перевод своих автопарков на КПГ.

Рынок газомоторных автомобилей особенно быстро растет и в Китае, руководство КНР стремится не только снизить затраты на импорт нефти, но и улучшить экологическую ситуацию в крупных городах. Темпы развития автотранспорта на КПГ в Китае сегодня одни из самых высоких в мире. Количество автомобилей на КПГ с 2006 по 2010 год удвоилось, а к 2016-му выросло еще в три раза. Предполагается, что к 2017 году продажи новых автомобилей на природном газе в стране достигнут 600 тыс. ед., Индия и Иран будут находиться на втором месте с продажами порядка 300 тыс. ед. Такой глобальный переход Китая на транспорт, использующий природный газ, связан в том числе с планами разработки сланцевых месторождений. С тех пор, как правительство запустило пилотные проекты в городах, китайская промышленность создала собственную отрасль, связанную с ГМТ. В 2010 году более 60 автопроизводителей выпустили более 15 тыс. автомобилей, работающих на газе. В то же время 20 китайских производителей двигателей увеличивают мощности для производства двигателей на КПГ ежегодно на 1 млн ед. 9 провинций и муниципалитетов страны запустили программы по закупке транспорта на природном газе и по созданию инфраструктуры для заправок. Планируется довести число автобусов и такси на ГМТ до 10 тыс., или 10% общего объема городского автопарка. К концу года в Пекине появится 100 новых заправочных станций, а в период с 2014 по 2017‑й ежегодно планируется строить не менее 70 АЗС с газомоторным топливом.

Столь широкая распространенность газомоторного топлива в мире связана с желанием государств сэкономить на импорте нефти, снизить затраты на транспортировку и улучшить экологическую ситуацию.

Что касается России, то очевидной заинтересованной стороной в вопросе продвижения массового использования ГМТ являются нефтяные и в особенности газовые компании. Однако до последнего времени они не включали развитие газомоторного топлива в перечень своих стратегически задач. Газпром получал основную прибыль от экспорта газа на европейский рынок, а независимые производители, такие как Сибур и НОВАТЭК, не имели достаточных финансовых, производственных и административных ресурсов для того, чтобы продвигать на правительственном уровне проекты по внедрению транспорта на природном газе.

Но в последние годы ситуация стремительно меняется. Правительство утвердило меры по развитию сегмента газомоторного топлива, в 2014-2015 году в регионы уже были выделены средства для субсидирования закупки автобусов и коммунальной техники, использующих природный газ в качестве топлива. Причиной изменений стало не желание нашего правительства улучшить инфраструктуру и борьба за экологичность транспорта, а перемены на мировом и российском газовых рынках. Европа снижает потребление природного газа, а это значит, что Газпром стал меньше продавать.

Конкуренция на российском рынке газа в последние годы усиливается за счет развития НОВАТЭК, являющегося крупнейшим российским независимым производителем природного газа и Роснефти, они увеличивают реализацию своего газа на внутреннем рынке за счет «выбивания» доли рынка у Газпрома, предлагая потребителям программы лояльности, в следствии чего на внутреннем рынке положение газового концерна стало ухудшаться. Рост рентабельности продаж газа на внутреннем рынке, потеря старых рынков вынудили Газпром создавать под себя такой рынок, на котором у него не будет конкурентов. Именно концерн и стал инициатором развития направления газомоторного топлива на основе КПГ и СПГ. Глава Газпрома неоднократно заявлял, что концерн хочет создать новый рынок реализации природного газа за счет развития газомоторной техники на метане. Именно по прогнозам Газпрома, потребление КПГ в качестве автомобильного топлива к 2020 году должно вырасти до 10,4 млрд м3 в год, а это около 4,5% рынка моторного топлива. Для увеличения объемов продаж метана в качестве моторного топлива Газпром рассчитывает развивать сегмент СПГ, которого сейчас практически нет. Концерн прогнозирует рост спроса на СПГ в качестве моторного топлива к 2020 году до 3,8 млн т.

По мере роста стоимости газа на внутреннем рынке как в рублевых, так и в долларовых ценах привлекательность поставок газа отечественным потребителям для Газпрома возрастает и именно поэтому развитие рынка газомоторного топлива на основе метана – КПГ и СПГ – крайне выгодно Газпрому. Перед Газпромом встает очень трудная задача, ему необходимо разрешить главную проблему – парк автомобилей на КПГ и СПГ не развивается, т. к. нет заправочных пунктов (АГНКС), т.е. нет инфраструктуры как таковой, а нет их потому, что нет спроса на метан из-за отсутствия автомобилей, использующих в качестве топлива природный газ. Для того, чтобы выйти из этого замкнутого круга, нужно создать необходимую инфраструктуру одновременно с ростом количества газовых автомобилей, и только после того, как появится достаточное количество автомобилей на метане и достаточное количество АГНКС, рынок сможет развиваться, переход на КПГ и СПГ будет оправдан не только экономически, но и логистически, будут открываться АГНКС, т. к. спрос на метан станет стабильным из-за наличия газомоторных автомобилей. Газпром добился положительного решения о государственной поддержке и субсидирования увеличения автопарка, работающего на газовом топливе, а именно на КПГ и СПГ, т. е. увеличение парка автомобилей на газовом топливе государство возложило на себя. Именно для этих целей 6 декабря 2012 года Газпром создал свою специальную дочернюю компанию – Газпром газомоторное топливо. Эта организация должна стать единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива в России и сбалансировать развитие в российских регионах газомоторной техники с развитием заправочной инфраструктуры в тех же регионах (строительство АГНКС). «Стратегическая цель – закрепление компании в качестве отраслевого лидера на рынке газомоторного топлива России. Деятельность Газпром газомоторное топливо направлена на создание комфортных условий по переводу транспорта на природный газ путем расширения газозаправочной инфраструктуры. Компания консолидирует профильные активы Группы «Газпром» и обеспечивает строительство новой производственно-сбытовой инфраструктуры для реализации компримированного и сжиженного природного газа в качестве моторного топлива» – указано на сайте Газпрома.

Интересно отметить, что 14 мая 2013 года в Сочи, прошло совещание под председательством Президента на тему использования газа в качестве моторного топлива. Его итогом стали решения о «подготовке нормативно-правовой базы для регламентации производства, хранения, транспортировки газового топлива; создании эффективных мотиваций и льгот для граждан и организаций, желающих использовать и приобретать такой транспорт; повышении доступности газомоторного топлива, обеспечении им заправочных станций, информировании населения по всем вопросам в этой сфере». К 2030 году запланированное количество автомобилей, использующих газомоторное топливо должно увеличиться в 25 раз, по сравнению с 2013 годом соответственно. А днем ранее, 13 мая 2013 года вышло Распоряжение Правительства РФ № 767-р «О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива». В нем впервые были обозначены параметры перевода муниципального транспорта в регионах на газомоторное топливо. Минрегиону, Минпромторгу, Минэнерго, Минтрансу России и другим органам власти на федеральном и региональном уровне предписывалось подготовить до 1 января 2014 года комплекс мер, направленных на создание условий для доведения к 2020 году в субъектах РФ уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб:

  • в городах с численностью населения более 1 млн человек – до 50% общего количества единиц техники;
  • в городах с численностью населения более 300 тыс. человек – до 30%;
  • в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек – до 10%.

В соответствии с этими нормативами до 2020 года должно быть закуплено около 19,5 тыс. автобусов и 23,7 тыс. единиц техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе. Обновление автопарка должно составить около 2,8 тыс. автобусов и 3,4 тыс. техники для ЖКХ в год. Постановление Правительства РФ от 8 октября 2014 года №1027 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» определило методику субсидирования приобретения регионами газомоторной техники. В соответствии с этими правилами субсидии могли быть предоставлены, только если транспорт, закупаемый регионами и муниципальными образованиями, отвечал следующим требованиям:

  • газомоторная техника произведена на территории государств – участников Единого экономического пространства не ранее 2014 года;
  • в качестве топлива на газомоторной технике применяется КПГ;
  • все закупаемые автобусы категории техрегламента M3 (длиной свыше 12 м оборудованы средствами для перевозки лиц с ограниченными возможностями.

В постановлении Правительства от 8 октября 2014 года №1027 приведены и размеры субсидий при закупке газомоторной техники.

Уже с 2014 года Правительство стало выделять регионам средства на субсидирование закупок газомоторной техники. В бюджете 2014 года на субсидии было заложено 3770,7 млн. рублей. На эти средства предполагалось закупить около 1,5 тыс. автобусов и 1 тыс. единиц техники для ЖКХ. В 2015 году субсидии на закупку газомоторной техники составили 3 млрд. руб. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 1393-р э, в соответствии с утвержденной заявкой, самое большое число газомоторной техники в 2015 году закупят Республика Татарстан – 338 единиц, Республика Башкортостан – 200 единиц, Республика Крым – 160 единиц, Воронежская область – 168 единиц, Кабардино-Балкария – 139 единиц, Краснодарский край – 114 единиц, Самарская область – 143 единиц.

В 2015 года число регионов, участвовавших в программе субсидирования закупки газомоторной техники, увеличилось. В программе впервые приняли участие такие регионы как Республика Крым, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Алтай, Пермский край, Санкт-Петербург. В 2015 году в программе участвовали только те регионы, которые утвердили собственные программы по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, а также имеющие в своем составе города – организаторы чемпионата мира по футболу 2018 года.

Стоит обратить внимание, что Газпром фактически сам определяет, какому региону будет выделена субсидия на покупку газомоторного топлива, так как концерн, в лице Газпром газомоторное топливо, подписывает с руководителями регионов договора о сотрудничестве в области развития газомоторной инфраструктуры. В рамках этих договоров Газпром покупает или арендует земельные участки под строительство АГНКС и имеет возможность самостоятельно выбирать лучшие участки, иначе Газпром не подтвердит программу строительства АГЗС, необходимую для реализации заявки региона на предоставление субсидий из федерального бюджета. К сожалению, других желающих строить АГНКС в регионах нет, так как нет стабильного и понятного спроса на КПГ из-за отсутствия газомоторных автомобилей. Не будем забывать, что у Газпрома есть возможность блокировать своим конкурентам подключение к газопроводной сети.

Таким образом, Газпром получает участки, которые в будущем позволят компании сохранять выгодное и доминирующее положение по сравнению с возможными конкурентами. В планах компании Газпром газомоторное топливо оборудование уже имеющихся АЗС, работающих под брендом Газпром, модулями заправки природным газом. Таким образом, именно Газпром, при финансовой поддержке государства, призван стать основным участником и локомотивом российского рынка газомоторного топлива.

Немаловажен тот факт, что Правительство РФ, не только разработало законопроект об исключении газозаправочных станций из перечня опасных производственных объектов, который упростит строительство АГНКС, но и подготавливает законодательную базу к изменению ценообразования на КПГ.

Если раньше стоимость метанового топлива ограничивалось 50% от цены АИ-76 постановлением Правительства РФ от 15 января 1993 года № 31, то теперь такое ограничение снято.

Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2015 году № 338 признало утратившим силу указанного выше Постановления от 1993 года. Облегчение условий продажи КПГ выразилось также в постановлении правительства, которое 29 мая 2013 года подписал Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, оно вносит дополнение к требуемому перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на российских АЗС (они утверждены постановлением правительства от 29 октября 2009 года №860). Теперь перечень включает заправку транспорта газовым моторным топливом. Это постановление призвано увеличить количество многотопливных автозаправочных станций. По прогнозу российского правительства, к 2020 году российский рынок КПГ (в качестве моторного топлива) составит 1,26 млрд м3 в год, а количество заправок – 743 шт.

В рамках взаимодействия с регионами Газпром газомоторное топливо открыло 9 филиалов в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Томске, Самаре, Ставрополе, Краснодаре и Калининграде. Кроме того, компания подписала соглашения о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива со многими субъектами РФ. До конца 2018 года на территории Москвы и Московской области планируется построить не менее 15 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) под брендом розничной сети Газпром и прорабатывается вопрос приобретения 23 газозаправочных комплексов.

В текущем году ведется подготовительная работа для строительства 9 новых АГНКС в столице, а также поиск земельных участков в Красногорском, Егорьевском, Ногинском, Подольском, Солнечногорском и Наро-Фоминском районах Московской области.

Расширение газозаправочной инфраструктуры синхронизировано с увеличением парка техники, работающей на природном газе. В рамках выполнения распоряжения Правительства 767-р от 13.05.2013 года к 2020 году в столице 50% городского транспорта и дорожно-коммунальной техники должны быть переведены на природный газ, что для столичного региона составляет порядка 15-20 тысяч единиц. В настоящее время планируется направить до 2020 года на развитие газозаправочной инфраструктуры 46 000 млн. руб., а на увеличение газомоторной техники – 99 000 млн руб.

Между ГУП «Мосгортранс» и Газпром газомоторное топливо подписано соглашение о создании Рабочей группы, в рамках которой ведется разработка плана по строительству сети АГНКС Газпром и графика перевода техники на природный газ в соответствии с развитием газозаправочной инфраструктуры. Первая станция Газпром появится рядом с 11-м автобусным парком и обеспечит заправку природным газом не менее 300 ед. техники.

Правительство Санкт-Петербурга присвоило проекту Газпром газомоторное топливо по строительству сети из 25 станций по заправке автомобилей (АГНКС) природным газом статуса Стратегического инвестиционного проекта Северной столицы. Надо отметить, что Ленинградская область не попадает под действие Распоряжения №767-р, которое устанавливает целевые показатели по переводу пассажирского транспорта и коммунальной техники на природный газ. Использование экологичных и экономичных автобусов – это позиция и решение самого губернатора.

В Нижегородской области реализуется совместный с Сибуром проект по переводу на СУГ муниципальных автобусов, при этом на региональном уровне, для газомоторных автомобилей, в два раза снижен транспортный налог. Аналогичный проект реализуется и в Белгородской области. В то же время интерес как для муниципальных властей, так и для Газпрома представляют не только СУГ, но и КПГ. В регионах юга России уже в следующем году начнется эксплуатация большого числа автобусов, работающих на природном газе, создается сеть АГНКС. Пока же из 1,4 млн газомоторных автомобилей в России только 100 тыс. работают на метане.

Однако не все так хорошо, как могло бы показаться. Экономические проблемы, с которыми сталкиваются федеральный бюджет и энергетические компании, снижение цен на нефть, уменьшения доходов, все это может привести к сокращению инвестиций в развитие газомоторного транспорта как со стороны государства, так и со стороны Газпрома. Недочеты и недоработки при создании газозаправочной инфраструктуры и увеличения газомоторного парка автотранспорта, нарушение координации и взаимодействия на всех этапах, все это ведет к возникновению существенных проблем по реализации программы развития газомоторного транспорта в РФ, инициированной и одобренной на уровне Президента, и Правительства в 2013 году. Большинство регионов-участников отстают от графика и не один не выполняет план освоения инвестиций на строительство газовых заправок. Подобные проблемы возникают именно из-за финансовых проблем. Регионы испытывают серьезные трудности с бюджетом, высока доля кредитных заимствований, что приводит к формованию солидного кредитного долга и преддефолтному состоянию некоторых регионов РФ. В таких условиях Правительству России, ответственному за увеличение парка автотранспорта на ГМТ, будет не просто добиться перевода значительной части автопарка на газ. Создание рынка газового топлива для автомобилей на первоначальном этапе потребует существенных бюджетных вложений и независимого контроля за их расходованием. Существует риск, что программа будет приостановлена, а количество автомобилей на КПГ будет расти крайне медленно. При отсутствии субсидий из федерального бюджета регионы не смогут закупать газомоторный автотранспорт, а, следовательно, Газпрому не будет смысла строить заправки. В ближайшее время в России вряд ли будет создан минимальный уровень развития газомоторного рынка, который позволит самостоятельное развитие и рост этого сегмента, АГНКС будет недостаточно для целесообразности перехода на природный газ как автотопливо.

Возможно, КПГ может повторить ситуацию с дизельным топливом, когда низкая цена дизельного топлива привела к увеличению в России автомобилей на этом топливе, а когда спрос на него возрос, стоимость стала сопоставима с АИ-95.

Читайте также:

ВЫПУСК 4/2022



Читать онлайн