Начинается...

Нефть Гималаев?...

Нефть Гималаев?...

Е. М. ХАРТУКОВ – д.э.н., профессор МГИМО, руководитель Центра нефтегазового бизнеса (CPBS) и Группы анализа и прогнозирования мирового энергосырьевого рынка (GAPMER)

В статье анализируется состояние нефтяной промышленности Гималайских гор: история, добыча и переработка нефти. Приводятся данные о роли нефти в экономике горного СУАР КНР.

Ключевые слова: Гималаи, Синьцзян, Китай, нефть, нефтяные месторождения, добыча, переработка, НПЗ, компании.

Вообще говоря, согласно органической теории происхождения нефти, в горах (если, конечно, они не были раньше и подолгу дном Мирового океана, хотя считается, что очень давно, еще до начала поднятия Гималаев, на месте этой высокогорной системы плескался доисторический палеоокеан Тетис, и даже вершина Эвереста сложена, как известно, осадочным известняком) нефти быть не должно – это удел низменных равнин. Но нефть в горах есть, и бывает, что представлена она довольно обильно…

Яркий пример тому – «головная боль» Пекина, Синьцзян-Уйгурский Автономный Район «Поднебесной» (СУАР). Здесь, помимо 8 млн. постоянно проживающих (а точнее: влачащих жалкое существование) и «вечно недовольных всем» уйгуров, находится 21 млрд. т разведанных запасов нефти (30% запасов КНР) и ежегодно добывается 30 млн. т (порядка 16% нефтедобычи страны) [1].

Вообще, нефтяной и нефтехимический секторы формируют 60% экономики СУАР [2], нефтепромыслы и НПЗ, а также основные нефтепроводы которого показаны ниже (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Нефтепромыслы и НПЗ СУАР Китая

А в середине 2018 г. правительство КНР заявило, что до 2020 г. китайская национальная нефтяная корпорация CNPC инвестирует 150 млрд. юаней (около 22,3 млрд. долл. США) в Синьцзян-Уйгурский автономный район с целью развития нефтегазовой сферы и борьбы с бедностью [3].

НЕФТЕПРОВОДЫ

По территории Синцзяна проходит не менее восьми нефтепроводов, но главные из них – это продолжения МНП, идущего из Казахстана (рис. 2).

Трубопроводная система начинается в Атырау в Западном Казахстане и проходит через Атасу в Центральном Казахстане перед тем, как достичь Алашанькоу (Алатау Шанькоу) в Синьцзяне, где она присоединяется к китайской внутренней нефтепроводной сети.

Рис. 2. Основные трубопроводы СУАР Китая (по состоянию на начало 2020 г.)

Трубопровод протяженностью 2228 км (1384 миль) проходит от Атырау в Казахстане до Алашанькоу в китайском Синьцзяне. Участок трубопровода Кенкияк–Атырау имеет протяженность 449 км и пропускную способность порядка 6 млн. т в год, которая может быть технологически увеличена до 9 млн. т/г. Трубопровод был построен и эксплуатируется MunaiTas – совместным предприятием казахстанской ННК «КазМунайГаз» (КМГ) и китайской госкомпании CNPC Exploration and Development Company (CNPC E&D) [для справки: MunaiTas North-West Pipeline Company LLP, СП, в котором КМГ принадлежит 51%, было создано 11 декабря 2001 г. в целях проектирования, финансирования, строительства и эксплуатации трубопровода Кенкияк-Атырау].

Строительство участка Атасу-Алашанькоу упомянутого казахстанского нефтепровода обошлось в 700 млн. долл. США. Это 987 км в длину и способность ежегодно перекачивать теперь до 20 млн. т нефти. Трубопровод был построен и эксплуатируется совместным предприятием CNODC и АО «КазТрансОйл» [4].

Пропускная способность участка Атасу-Алашанькоу этого казахстанско-китайского МНП была увеличена в 2013–2014 гг. c 12–14 млн. до 20 млн. т в год (под стать китайским продолжениям) за счет установки двух новых насосных станций [5].

В Алашанькоу, на границе с КНР, этот МНП переходит в нефтепровод Алашанькоу-Душаньцзы (Alashankou-Dushanzi Crude Oil Pipeline), обслуживающий в основном НПЗ г. Душаньцзы. Протяженность его составляет 246 км, а пропускная способность – 10 млн. т в год. Он был пущен 21 декабря 2005 г., и первая нефть пришла на НПЗ 29 июля 2006 г. Нефтепровод был построен и эксплуатируется корпорацией China National Petroleum (CNPC) [4].

В 2019 г. по Китайско-казахстанскому нефтепроводу в Китай было поставлено более 10,88 млн. т казахстанской и российской нефтей. А вообще, по состоянию на 31 декабря 2019 г., по этому нефтепроводу в Китай было поставлено более 130 млн. т нефти [6].

В 2006–2007 гг. был также построен нефтепровод протяженностью 1 562 км и мощностью в 20 млн т в год, стартовый пункт которого также расположен в Синьцзяне [7]. Нефтепровод проложен от Сяньшаня (северо-восточная окраина пустыни Такла-Макан) до НПЗ г. Ланьчжоу (центральный Китай, провинция Ганьсу) и был введен в эксплуатацию в июне 2007 г.

По этому нефтепроводу продукция трех крупных нефтеперерабатывающих заводов Синьцзяна–Урумчиского, Карамайского и завода г. Душаньцзы, подается в г. Ланьчжоу, а далее, по трубопроводу Ланьчжоу–Чэнду (пров. Сычуань)–Чунцин, – в юго-западные районы страны и в восточную часть Китая по нефтепроводу Ланьчжоу-Чжэнчжоу (пров. Хэнань)–Чанша (пров. Хунань).

НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА И ХРАНЕНИЕ

Хотя входная мощность пяти уйгурских НПЗ, находящихся под управлением компании PetroChina, превышает 24 млн. т в год [8-10], переработкой нефти в конце 1970-х гг. занимались в Синьцзяне лишь два завода в г. Душаньцзы и Карамай, а нефтехимический комплекс в г. Урумчи не действовал. Бездействовал также и неизвестно зачем построенный в начале этого тысячелетия в г. Корла (центральный Синьцзян) НПЗ мощностью 2,5 млн. т нефти в год – нефти для него не нашлось, и 3 млрд. юаней (свыше US$ 450 млн.) оказались попросту выброшенными на ветер.

В частности, на НПЗ в г. Душаньцзы – одном из самых крупных в Китае, перерабатывают сейчас до 16 млн. т в год [11], тогда как входная годовая мощность Карамайского НПЗ, пущенного в 1959 г., составляет 10 млн. т, причем на этом нефтеперерабатывающем и нефтехимическом комплексе производят авиационное гидравлическое масло и другие виды масел, СУГ, метанол, дизтопливо, бензинн, керосин и асфальт.

В 1985 г. НПЗ в г. Урумчи, фактическая мощность которого упала до 1 млн. т в год, возобновил свою работу.

Согласно программе развития Урумчийской нефтехимической компании, объем ежегодной переработки нефти должен увеличиться до 9–10 млн. т [11].

Вместе с тем, – отдавая должное модным даже в Китае, обильно сдабривающим атмосферу угольной пылью, «зеленым» веяниям, – в середине 2019 г. в округе Кашгар Синьцзяна был «временно» закрыт по экологическим соображениям маломощный (0,5 млн. т в год) Таксинанский НПЗ, обслуживавший нефтепромыслы Таримского НГБ [12].

В 2010–2011 гг. в городах Душаньцзы, Урумчи, Карамай и Кучэ СУАР были построены четыре крупные нефтехимические базы мощностью в 10 млн. т каждая [11].

Помимо СУАР, нефть (хотя и в меньших объемах) также обнаружена в других районах Гималайских гор – в соседних горных китайских провинциях Ганьсу и Цинхай, не севере Тибетского Автономного Района (ТАР) Китая, а также к югу от Гималаев, в Индии, но в нашем случае это, как говорят дети, «не считово», ведь это уже предгорья.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. https://books.google.ru/books?id=нефть+синьцзян-уйгурского+района
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Синьцзян-Уйгурский_автономный_район
  3. https://neftegaz.ru/news/finance/199676-cnpc-planiruetvlozhit-22-3-mlrd-dol-ssha-v-razvitie-sintszyan-uygurskogorayona
  4. https://en.wikipedia.org/wiki/Kazakhstan-China_oil_pipeline
  5. https://neftegaz.ru/news/companies/258602-petrochinazakonchila-prokladku-magistralnogo-nefteprovodalanchzhou-penchzhou-na-yugo-zapad-kitaya
  6. http://russian.news.cn/2020-01/10/c_138693217
  7. https://www.oilexp.ru/news/world/v-kitae-sdan-vehkspluataciyu-moshhnyj-nefteprovod/1791
  8. https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_oil_refineries# China
  9. https://www.industryabout.com/ country-territories-3/61-china/oil-refining
  10. https://www.reuters.com/article/us-china-cnpc-refineryclosure/cnpc-to-mothball-refinery-in-xinjiang-forenvironmental-safety-reason
  11. http://russian.people.com.cn/31518/7169992
  12. https://news.trust.org/item/ 20190410020009-i0el1

Скачать статью в формате pdf →