Начинается...

Газозаправочное оборудование ТЕГАС для развития газомоторного транспорта России

Газозаправочное оборудование ТЕГАС для развития газомоторного транспорта России

И. В. ВОРОШИЛОВ – к.ф-м.н., генеральный директор ООО «Тегас»
К. В. АНИСИМОВ – руководитель управления интеграции инноваций ООО «Тегас»
П. Б. ШУЛЕКИН – начальник службы маркетинга ООО «Тегас»

Первые эксперименты и исследования по применению природного газа в качестве газомоторного топлива проводились еще в начале двадцатого века. В период с 1925 года, после многочисленных успешных опытов, компримированный газ стал активно использоваться как автомобильное топливо в ряде европейских стран: Франции, Германии, Дании, Италии, Швеции и Финляндии. Автотранспорт оборудовали газовыми двигателями и специальными газобаллонными топливными системами. Для обеспечения заправки газомоторного транспорта развернули строительство газонаполнительных станций. Такие станции осуществляли компримирование газа до 20 МПа и подачу его в баллоны, установленные на автомобилях.

Наибольших успехов в развитии газомоторного транспорта добилась Италия, где уже к 1940 году грузовые автомобили и автобусы с газовыми двигателями потребляли около 50 млн. кубических метров природного газа в год. На сегодняшний день Италия сохраняет первенство в развитии газомоторного транспорта и разветвленности сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). При площади страны равной 301 тыс. км2, в Италии функционирует более тысячи АГНКС. Площадь России составляет 17 098 тыс. км2, при этом в стране работает порядка 354 АГНКС. Таким образом получается, что в Италии одна АГНКС приходится на 300 км2, а в России – приблизительно на 48 850 км2.

Если учесть, что Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа и второе место по его добыче, а применение газомоторного топлива на транспорте экономически эффективнее и экологически безопаснее по сравнению с традиционными видами топлива, возникает закономерный вопрос: в чем причина отставания развития газомоторного транспорта?

Дело в том, что успешность его развития зависит от двух основных факторов:

  • широкого выбора и доступности газомоторной техники,
  • наличия разветвленной сети газовых заправок (АГНКС).

Сборка Мобильной АГНКС в заводском цеху промышленной группы ТЕГАС

Фото 1. Сборка Мобильной АГНКС в заводском цеху промышленной группы ТЕГАС

Мобильная АГНКС ТЕГАС в цеху в процессе сборки

Фото 2. Мобильная АГНКС ТЕГАС в цеху в процессе сборки

Слабость любого из этих факторов делает невозможным развитие газомоторного транспорта. При отсутствии широкого выбора доступной газомоторной техники у потребителя просто нет возможности приобрести нужную ему модель, а при слабом развитии сети газозаправочных станций он откажется от приобретения газомоторного транспорта из-за дальнейших сложностей с заправкой в процессе эксплуатации.

На решение первого вопроса направлена действующая программа Минпромторга России. Согласно этой программе проводится субсидирование затрат на закупку техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива. Так, в 2017 году на реализацию программы было выделено 4,96 млрд. руб.: 3 млрд. руб. из Антикризисного фонда Правительства Российской Федерации и еще 1,96 млрд. руб. дополнительно из федерального бюджета.

Просубсидировано 3 497 единиц техники. Для реализации программы поддержки в текущем 2018 году из Антикризисного фонда Правительства Российской Федерации выделено 2,5 млрд. руб. В рамках программы до конца года планируется просубсидировать 2 500 единиц техники.

Испытания стационарной АГНКС ТЕГАС на заводской площадке

Фото 3. Испытания стационарной АГНКС ТЕГАС на заводской площадке

Благодаря действующей программе субсидирования вырос спрос на газомоторный транспорт. Как следствие, у предприятий производителей появился стимул к разработке новых моделей, запуску в производство не только новых автомобилей и автобусов, но и специальной техники на газомоторном топливе.

Сложнее решается вопрос по развитию сети газовых заправок – АГНКС. Для сохранения естественного спроса на газомоторную технику после завершения программы субсидирования необходимо активно работать над увеличением количества АГНКС и сокращением расстояний между соседними станциями.

При нынешней ситуации, когда расстояние между газозаправочными станциями может превышать дистанцию пробега автомобиля на запасе топлива, существует высокий риск резкого сокращения спроса на газомоторный транспорт после сворачивания программы субсидирования. Поэтому вопросы по поддержке производителей газомоторного транспорта и развития сети АГНКС необходимо решать одновременно и согласованно.

Рис. 1. Количество АГНКС в Российской Федерации

Единой программы развития сети газовых заправочных станций на территории России не существует. В настоящее время работают региональные программы по развитию рынка газомоторного топлива (ГМТ). Согласно данным Министерства энергетики России, реализация региональных программ по развитию рынка ГМТ не дает запланированных результатов. Так, если оценивать результаты региональных программ суммарно, то за 2017 год построено и введено в эксплуатацию 12 новых автомобильных газозаправочных компрессорных станций (модульных АГНКС) вместо 43-х, что составляет 28% запланированного.

Поршневой оппозитный компрессор Краснодарского компрессорного завода используемый в стационарной АГНКС

Фото 4. Поршневой оппозитный компрессор Краснодарского компрессорного завода используемый в стационарной АГНКС

Очевидно, что для успешного развития рынка газомоторного транспорта и сети АГНКС на территории России нужна единая правительственная программа, стимулирующая не только приобретение новых автотранспортных средств посредством субсидий, но и одновременно активизирующая строительство разветвленной сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций с использованием комплекса мер. На сегодняшний день строительством АГНКС и развитием сети газовых заправочных станций активно занимается дочернее предприятие ПАО «Газпром» – ООО «Газпром газомоторное топливо» в соответствии с собственной программой.

Не смотря на временные сложности выполнения поставленных задач по строительству АГНКС в Российской Федерации, год от года наблюдается стабильный рост количества газовых заправочных станций на территории страны.

Еще одной предпосылкой к дальнейшему прогнозируемому развитию сети газовых заправочных станций в России должен стать утвержденный Президентом РФ Владимиром Путиным на совещании с Правительством 18 апреля 2018 г. «Перечень поручений по итогам совещания по вопросу расширения использования газа в качестве моторного топлива».

Компрессорный блок стационарной АГНКС ТЕГАС на заводской площадке

Фото 5. Компрессорный блок стационарной АГНКС ТЕГАС на заводской площадке

В стране есть все необходимые ресурсы для развития газомоторного транспорта. Существуют российские производители качественной и надежной газозаправочной техники. Так, промышленная группа «ТЕГАС» производит стационарные и мобильные АГНКС на своем заводе в Краснодарском крае. Выпускаемые модели автомобильных газонаполнительных компрессорных станций изготавливаются на базе поршневых оппозитных компрессоров производства Краснодарского компрессорного завода (также входит в состав ПГ «ТЕГАС»), хорошо зарекомендовавших себя на рынке России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные агрегаты, узлы и комплектующие АГНКС «ТЕГАС» производятся на предприятиях промышленной группы.

Следуя программе импортозамещения, компания минимизирует присутствие деталей и комплектующих, поставленных из-за рубежа. Министерство промышленности и торговли России официально признало и подтвердило факт производства промышленной продукции «ТЕГАС» на территории Российской Федерации в своем заключении № 33258/05 от 29.05.2018.

Производственные мощности «ТЕГАС» позволяют предприятию активно включиться в реализацию программы развития газомоторного транспорта. Компания уже производит многофункциональную компрессорную станцию МКС различных модификаций, которая используется в качестве модуля АГНКС, предназначенного для подготовки природного газа, его компрмирования до 250 атмосфер и дальнейшей подачи в собственные газовые аккумуляторы либо на заправочные колонки.

Стационарная АГНКС ТЕГАС – Компрессор в обвязке

Фото 6. Стационарная АГНКС ТЕГАС – Компрессор в обвязке

Компрессорная станция МКС «ТЕГАС» обеспечивает заправку газомоторного транспорта от различных источников: газовой магистрали, собственной газобаллонной рампы, пассивного ПАГЗ и других газовых источников и хранилищ. Наиболее востребованная модель МКС предназначена для использования в составе комплекса оборудования стационарных АГНКС.

Выпускаются модели станций МКС, применяемые в качестве блоков разгрузки передвижных автомобильных газовых заправщиков (ПАГЗ). Такие компрессорные модули легко транспортируются к месту эксплуатации. Они могут обеспечить разгрузку газа из пассивного ПАГЗ, газобаллонной рампы и других газовых хранилищ на время их ремонта. Эти станции также удобно использовать на время ремонта компрессорного блока стационарной АГНКС для сохранения работоспособности станции.

МКС «ТЕГАС» поможет избежать закрытия АГНКС на время ремонта и сохранить клиентов, привыкших заправлять свой транспорт именно на ремонтируемой газозаправочной станции. Все стационарные и блочно-модульные модификации МКС могут быть адаптированы для использования в арктических условиях, для морской эксплуатации, для транспортировки вертолетом.

«ТЕГАС» предлагает еще одно решение для обеспечения заправки газомоторного транспорта на удаленных объектах за сотни и тысячи километров от ближайших газовых заправок. Мобильная АГНКС «ТЕГАС» (или как ее еще называют – активный ПАГЗ) доставляется к месту эксплуатации своим ходом с использованием тягача.

Мобильная АГНКС ТЕГА С легко транспортируется по дорогам общего пользования

Фото 7. Мобильная АГНКС ТЕГА С легко транспортируется по дорогам общего пользования

В течение десяти минут подключается к газовой магистрали или любому другому доступному источнику природного газа и сразу приступает к заправке газомоторного транспорта. Мобильность такой станции позволяет достичь высокой скорости развертывания и свертывания сети АГНКС, причем сеть организовывается без возведения зданий и капитальных сооружений. Мобильная АГНКС «ТЕГАС» подходит и для замены стационарной АГНКС на период технического обслуживания и ремонта.

Благодаря применению стационарного и мобильного газозаправочного оборудования, производимого промышленной группой «ТЕГАС», можно уже в ближайшее время существенно ускорить достижение запланированных показателей по количеству функционирующих АГНКС.

Более того, «ТЕГАС» готов нарастить свои производственные мощности, увеличить количество выпускаемых стационарных и мобильных АГНКС и полностью обеспечить поставку газозаправочного оборудования, необходимого для реализации программы по развитию рынка газомоторного транспорта России.

Таким образом, учитывая экономическую и экологическую составляющие, наличие необходимого современного газозаправочного оборудования отечественного производства, нацеленность Президента и Правительства Российской Федерации на расширение использования природного газа в качестве топлива на транспорте, можно рассчитывать на дальнейшее ускорение развития федеральной сети АГНКС и рост популярности газомоторного транспорта в стране.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ворошилов И. В., Анисимов К. В., Шулекин П. Б. Метан как перспективное газомоторное топливо // Gasworld Россия и СНГ. 2017. Декабрь. с. 32–33.
  2. Беляев С. В., Давыдков Г. А. Проблемы и перспективы применения газомоторных топлив на транспорте // Resources and technology. 2010. №8. с. 13–16.
  3. Министерство энергетики Российской Федерации – Презентация Минпромторга России. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/10410/79053
  4. Министерство энергетики Российской Федерации – Презентация Минэнерго России. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/10410/79052
  5. Президент России – Перечень поручений по итогам совещания по вопросу расширения использования газа в качестве моторного топлива. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/57402
  6. Пост-релиз конференции «Газомоторное топливо: инфраструктура 2018». Организатор – CREON Energy в составе группы CREON. – Режим доступа: http://www.creonenergy.ru/news/post_relizy/detailPost. php?ID=123275
  7. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция [Текст]: пат. 146880 Рос. Федерация: МПК F17C5/00/ Ворошилов Игорь Валерьевич; патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью «Тегас» – № 2014105356, заявл. 14.02.2014, опубл. 20.10.2014 Бюл. № 29.
  8. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция с приводом от газопоршневого двигателя внутреннего сгорания [Текст]: пат. 155545 Рос. Федерация: МПК F02B63/06, F17C5/06, F04B41/02/ Ворошилов Игорь Валерьевич, Ройтман Евгений Владимирович; патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью «Тегас» – № 2014138228, заявл. 22.09.2014, опубл. 10.10.2015 Бюл. № 28.
  9. Заявка 2018129302 Российская Федерация, МПК F02B63/06, F17C5/06, F04B41/02. Передвижной автомобильный газовый заправщик [Текст]/ Ворошилов И. В., Кожухов Ю. В. заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Тегас», приоритет 10.08.2018.
  10. Компрессор поршневой оппозитный четырехрядный (варианты) [Текст]: пат. 2498111 Рос. Федерация: МПК F04B 25/00 Рос. Федерация: МПК F04B25/00/ Сторожик С.О., Ворошилов И.В., патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью «Тегас» – № 2012123105, заявл. 04.06.2012, опубл. 10.11.2013 Бюл. № 31
  11. Компрессор поршневой оппозитный четырехрядный (варианты) [Текст]: пат. 121874 Рос. Федерация: МПК F04B25/00/ Сторожик С. О., Ворошилов И. В., заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Краснодарский Компрессорный Завод» – № 2012123102, заявл. 04.06.2012.

Статья в формате pdf →

353201, Краснодарский край,
Динской р-н, ст. Динская
ул. Железнодорожная, д. 265А
☎ 8 800 777-09-09
info@kkzav.ru
kkzav.ru

Читайте также:

ВЫПУСК 5/2023



Читать онлайн