Начинается...

Инновации – это выгодно?

Инновации – это выгодно?

Modum Lab – технологическая образовательная компания, объединяющая проверенные подходы, новые методические разработки и современные цифровые инструменты для профессионального развития человека.

В начале этого года аналитики из KPMG опросили более сотни крупнейших компаний и выяснили, какие новые технологии внедряет российский бизнес и как они в целом управляют технологическими решениями.

В результате, на шестой строчке среди десятка «прорывных» инноваций, уже внедренных в бизнес-процессы крупнейших промышленных компаний, оказалась технология виртуальной реальности.

Активнее всего VR применяют в ИТ-секторе (40%), затем идет – промышленность (33%), а далее – телекоммуникационная и нефтегазовая отрасль (по 25%). При этом больше половины руководителей компаний, отвечающих за цифровую трансформацию, выразили уверенность в том, что технологии окупятся в ближайшие два года.

Сегодня, среди промышленных компаний, одним из российских лидеров по внедрению VR-технологий в бизнес-процессы является Газпромнефть и дочерние компании.

Например, Газпромнефть-смазочные материалы (Газпромнефть-СМ) в прошлом году объявила о запуске ряда образовательных программ для дистанционного обучения персонала партнерских и дистрибьюторских компаний.

Компания Modum Lab

Всего лишь за год обучение с помощью VR-технологий прошли тысячи специалистов из России, Германии, Греции, Турции, Венгрии, Испании и других стран. Технологии дополненной и виртуальной реальности применяются компанией Газпромнефть-СМ для создания специальных обучающих курсов, проведения экскурсий, маркетинга, обеспечения безопасности.

Далее разберемся, зачем корпорация внедряет VR/AR-технологии и какими выгодами это может быть оправдано.

ОТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ К РЕШЕНИЮ КОНКРЕТНЫХ БИЗНЕС-ЗАДАЧ

Стимулом к развитию виртуальной реальности стал выход очков Oculus DK1 в 2013 году, а первые потребительские VR-шлемы Oculus и PSVR появились только три года назад, в 2016 году. Тогда же отечественные компании начали экспериментировать с технологий, внедрять ее в «пилотном» режиме и смотреть, может ли это быть выгодно. Экспериментировать с виртуальной реальностью три года назад могли себе позволить только очень крупные компании, так как в разработке VR-проекты были дорогостоящие, а примеров успешного внедрения в бизнес на российском рынке было совсем мало.

Одним из таких «первопроходцев» в сфере внедрения инновационных проектов стала компания Газпромнефть. В Газпромнефти проекты с применением технологий VR/AR реализовывались разными дочерними обществами, в разное время. Газпромнефть-СМ стала из них третей по счету.

«Для этого у нас были внутренние и внешние предпосылки. Мы искали некие универсальные решения, чтобы закрыть сразу несколько задач. Необходимо было обучить тысячи сотрудников товаропроводящих сетей. Все эти люди работали в разных регионах и даже странах и обладали очень разным уровнем квалификации, уровнем знаний о продукте», – говорит Инна Митина, руководитель G-Energy Academy компании «Газпромнефть-СМ». «Сложность была и в том, что сотрудники товаропроводящих сетей не являются работниками компании Газпромнефть-СМ, но в глазах конечных покупателей они напрямую ассоциируются с брендом. Для того, чтобы обучить и отслеживать уровень профессиональной подготовки таких сотрудников, компании Газпромнефть-СМ пришлось бы нанять несколько десятков бизнес-тренеров, оплачивать им командировки и рабочее время. С учетом «текучки» персонала, периодически обучение и тестирование пришлось бы повторять.».

«Одно из основных преимуществ обучения в формате виртуальной реальности – возможность масштабировать продукт практически без затрат. Использовать обучающую VR-симуляцию одновременно могут сколько угодно человек, в разных регионах. В случае необходимости, обучение можно повторять. Одного VR-шлема будет достаточно, чтобы повысить квалификацию сотен сотрудников», – говорит президент VR/AR-компании Modum Lab, Дмитрий Кириллов.

Компания Modum Lab   Компания Modum Lab

«Вариант с наймом реальных тренеров компании не подошел, в первую очередь, с финансовой точки зрения. Затраты на такое обучение превышали его эффективность. Если бы корпорация наняла бизнес-преподавателей для такого огромного количества человек, это неизменно бы сказалось на стоимости конечного продукта, стоимости франшизы и многом другом.

Еще один популярный корпоративный вариант – это онлайн-порталы для обучения сотрудников. Но сегодня такие инструменты позволяют компаниям решить лишь часть задач, ведь многое зависит от желания каждого отдельного человека учиться, внимательно изучать инструкции, а самое главное – применять теоретические знания в жизни. Кроме того, теоретические знания и поведение персонала на практике – абсолютно разные вещи. Теоретические знания и их применение в реальной жизни – абсолютно разные вещи.

Возможность попрактиковаться в искусственно созданном, но реалистичном мире – важное свойство виртуальной реальности. Бизнес-игры и практические задания не создают у сотрудников компаний ощущения реальности происходящего. Совсем иное – «поместить» человека в гущу событий, «бросить» его одного посреди заполненного клиентами зала. Приобретенный в виртуальной реальности опыт сравним с практикой в реальной жизни», – говорит Дмитрий Кириллов.

Неким «универсальным» обучающим инструментом, поддающимся масштабированию, а также в силу новизны обладающим привлекательностью для сотрудников оказалась виртуальная реальность. Таким образом, технология закрыла и часть задач по внутрикорпоративному маркетингу. При этом важно понимать, что внедрение инновационного проекта не исключает использования традиционных инструментов.

«Мы не отказались от онлайн-порталов и зачастую приглашаем бизнес-тренеров. Эти методы по-прежнему позволяют компании закрыть много вопросов. Виртуальная реальность стала для компании еще одним новым инструментом, позволившим повысить эффективность корпоративного обучения и маркетинга», – добавляет руководитель G-Energy Academy.

КАК ВНЕДРЯТЬ НОВЫЕ РЕШЕНИЯ?

Осознанный подход к интеграции современных технологий в компании сегодня позволяет упростить, удешевить и повысить эффективность многих бизнес-процессов. Но внедрение новой технологии, как правило, проходит в несколько этапов.

В зависимости от целей и задач компании, можно использовать уже готовые продукты или делать их под заказ. На рынке существуют готовые «коробочные» VR-решения. Они являются достаточно универсальными и могут подойти разным компаниям, вне зависимости от их сферы деятельности. Их стоимость ниже, чем тех проектов, которые разрабатываются под заказ, с нуля.

«Мы разработали проект для оттачивания публичных выступлений в виртуальной реальности. Он пользуется спросом среди абсолютно разных компаний, так как обладать навыками выступления на публике должны все руководители, бренд-менеджеры и некоторые линейные сотрудники», – говорит Дмитрий Кириллов.

В случае, когда требуется разработка проекта, настроенного под индивидуальные потребности, компании отдают предпочтение разработке под заказ. В этом случае разработчик сможет учесть индивидуальные пожелания, создать удобный для специалистов интерфейс, стилизовать VR-симуляцию, соблюсти фирменный стиль компании и многое другое. Такие решения, как правило, не начинают функционировать сразу. Первый этап – запуск «пилотных» проектов.

Компания Modum Lab    Компания Modum Lab    

«К внедрению VR-решений мы подходим осмысленно, знаем, что нам нужно. Для определения эффективности и выявления недочетов мы сначала запускаем «пилотные» проекты. Бывают, как удачные, так и неудачные решения», – отметила Инна Митина.

Одним из самых полезных реализованных на сегодняшний деть VR-решений в компании Газпромнефть-СМ считают экскурсию по Омскому заводу смазочных материалов в формате виртуальной реальности. Уже в первые несколько месяцев работы этого решения, цели проекта были перевыполнены.

«Перед запуском проекта важно просчитать показатели, которые должны быть достигнуты. Экскурсия по Омскому заводу в VR-формате оказалась настолько востребованной, что целевая планка была достигнута менее, чем за полгода функционирования проекта», – говорит Инна Митина.

Имеющие опыт в VR компании, как правило, заранее просчитывают снижение финансовых расходов на обучение и командировки сотрудников, уменьшение рисков, сокращение временных затрат и пр. Таким образом, формируется экономическое обоснование проекта, рассчитывается срок его окупаемости.

«Прежде, чем внедрять любой технологичный проект, руководители компаний должны найти ответ на вопрос «зачем это делать», иначе смысла в покупке решения может не быть», – добавляет Инна Митина.

На сегодняшний день объем мирового VR/AR-рынка эксперты оценивают в 19,3 млрд долл. США, а уже через 2 года, за счет активного проникновения в b2c, по оценкам экспертов, рост дойдет до 94,63 млрд долл. США.

Бизнес-аналитики отмечают, что с каждым годом спрос на VR/AR-решения среди отечественных корпораций будет только расти. По оценкам компании AC&Amp, в 2018 году в России было продано около 17000 VR-устройств для b2b-сегмента, что в 2,5 раза больше, чем в 2017-м. При этом с каждым годом корпорации подходят к технологизации все более прагматично, понимая, что инновационные внедрения – это комплексный процесс, который подразумевает некоторые инфраструктурные изменения в компании. Новичкам в сфере применения технологий корпорации-лидеры советуют понимать, что VR – не таблетка от всех болезней, но при правильном подходе к внедрению – финансово выгодный инструмент.

Статья в формате pdf →

191025, Санкт-Петербург,
Невский пр-кт, д. 63, лит. А, офис 7
☎ +7 (812) 317-70-85
hello@modumlab.com
modumlab.com


Читайте также:

ВЫПУСК 1/2024



Читать онлайн