Начинается...

Налоги на нефть и газ: изменения в налогообложении нефтегазовых компаний в 2023 году

Налоги на нефть и газ: изменения в налогообложении нефтегазовых компаний в 2023 году

А. СИЛАКОВ – партнер практики Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Президент России Владимир Владимирович Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в бюджет РФ. В частности, документ предполагает существенное увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль в 2023-2025 годах. Налоговые нововведения и их возможные последствия как для отрасли, так и для экономики в целом рассмотрел Александр Силаков, партнер практики Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».

Согласно ранее сделанным прогнозам, налоговые поступления от нефтегазового сектора в текущем году должны были составить 9,5 трлн руб., однако высокие цены на нефть и газ смогли обеспечить порядка 10,4 трлн руб.

поступлений от налогов, что на 15,5% выше показателей предыдущего года.

Рост налогов необходим для сбалансирования государственного бюджета, который, вместо запланированного профицита на сумму 1,4 трлн руб., из-за воздействия санкций демонстрирует дефицит. Последний по итогам 2022 года составит 2,9 трлн руб. И в поисках дополнительных источников финансирования расходов наступающего 2023 года правительство вновь обратило внимание на наиболее маржинальные сферы бизнеса. В 2022 году в их числе оказались нефтегазовая, угольная отрасли и производство удобрений.

Производители удобрений столкнулись с повышением налогов в прошлом году, когда «рентный коэффициент», используемый в расчете НДПИ, вырос 3,5 раза. Угольные предприятия тоже будут в течение января–марта платить повышенные НДПИ.

Но налоговая нагрузка на нефтегазовую сферу всегда была одной из самых высоких, за последние 10 лет она возросла на 4,4 процентных пункта, а компании, работающие в нефтегазовой сфере, теперь отдают в бюджет 40,7% всех полученных доходов. Проводимое повышение налогов приведет к тому, что со следующего года на уплату налогов будет затрачиваться до 50% всех поступлений выручки компаний нефти и газа.

Изменение в налогообложении нефтедобычи и нефтепереработки

НДПИ для компаний, добывающих нефть, меняется уже 9 лет подряд в рамках проведения налогового маневра, который должен привести к отмене таможенных пошлин на нефть за счет увеличения НДПИ к 2024 году. Однако повышение НДПИ, запланированное на 2023-2025 годах, никак не связано с проведением налогового маневра и не затрагивает порядок расчета таможенных пошлин. Повышение налоговой нагрузки осуществляется с единственной целью – снизить маржинальность добычи нефти, повысив бюджетные доходы.

Так, с 1 января 2023 года коэффициент Нк_демп, характеризующий демпфер после 2020 года, нужно будет умножать на коэффициент Кнв в размере 1,3. Данная мера позволит компенсировать через демпферный механизм потери нефтеперерабатывающих компаний от поставок нефтепродуктов на внутренний рынок по ценам ниже мировых и увеличит поступление НДПИ в бюджет в 2023 году на 208 млрд руб., в 2024 году – на 213 млрд руб. и в 2025 году – на 208 млрд руб.

Кроме того, продлена на 2023-2025 годы корректировка демпфирующего механизма, введенная в качестве временной меры с сентября по декабрь 2022 года. Связано это с тем, что российская нефть, находясь под давлением санкций, продавалась по цене ниже рыночной.

Дисконт после начала СВР достигал почти $30, что составляло более 25% от цены Brent. Хотя с течением времени его величина сократилась, но в следующем году дисконт также будет присутствовать. Это следовало учесть при расчете демпфера на бензин. А достигнутое таким образом сокращение расходов на компенсационные выплаты нефтеперерабатывающим заводам позволят бюджету сэкономить 212 млрд руб. в 2023 году, 221 млрд руб. – в 2024 году, 229 млрд руб. – в 2025 году.

Последствия для отрасли

Понятно, что правительство, озабоченное ростом дефицита бюджета, стремится компенсировать его за счет наиболее рентабельных сфер бизнеса, в числе которых добыча и переработка нефти. Налоговые отчисления, полученные в результате повышения налоговой нагрузки, смогут увеличить доходы бюджета в следующем году на 420 млрд. руб. Совокупный эффект такой законодательной инициативы может достичь 1,29 трлн руб. за 3 года.

Однако не следует забывать, что основным фактором риска для нефтяников остаются санкции. С 5 декабря вместе с эмбарго на импорт российской нефти морским путем стал действовать «потолок цен», установленный западными странами на уровне $60 за баррель.

С 5 февраля вступило в силу эмбарго на покупку нефтепродуктов, вдобавок к чему планируется введение двух новых «потолков» цен для темных и светлых нефтепродуктов. Установленные ценовые ограничения будут пересматриваться 1 раз в два месяца с учетом рыночной ситуации, а предельные цены будут определяться на уровне не менее чем на 5% ниже среднерыночной цены.

Заявление правительственных чиновников, о том, что Россия не будет поставлять нефть странам, установившим «потолок цен», ограничивает возможности для ее экспорта. По прогнозам Минэкономразвития РФ в 2023 году нефтедобыча может снизиться до 490 млн т, что на 4,85% меньше показателя 2022 году, при этом экспорт должен составить 250 млн тонн.

Влияние антироссийских санкций не следует недооценивать, экспорт нефти по итогам 2023 года может просесть почти на четверть, что приведет к заполнению нефтехранилищ и вынудит российские нефтедобывающие компании сократить добычу.

Другим фактором риска является возможное снижение цен на нефть на мировом рынке. Согласно тем же прогнозам Минэкономразвития РФ, средняя цена Urals в 2023 году должна составить $70,1 за баррель. Однако здесь не учитывается отложенное воздействие энергетического кризиса, разразившегося в Европе, способное привести к рецессии и падению спроса на нефть, а также возможное снижение деловой активности в Китае. Поэтому не исключен сценарий, по которому цены на нефть могут вернуться к отметке $50, что сократит рентабельность нефтедобычи, а вместе с повышением налоговой нагрузки способно привести к кризису в отрасли.

Изменение налогообложения добычи и реализации природного газа

Ст. 342 НК РФ устанавливает базовую ставку НДПИ при добыче горючего природного газа в размере 35 руб. за 1 тыс. м3. Изменения, внесенные в НК РФ, предусматривают, что с 1 января 2023 году повышается ставка НДПИ, и для расчета налога вводится поправочный коэффициент Ккг (п. 2.11 ст.342 НК РФ):

  • с 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года – 134;
  • с 1 июля 2024 года по 30 июня 2025 года – 285;
  • с 1 июля 2025 года. – 305.

Эти поправки должны увеличить сумму налоговых поступлений в бюджет на 2 трлн руб. за три года.

Особые условия предусмотрены для «Газпрома», как крупнейшего производителя природного газа. По итогам 2022 года «Газпром» выплатит рекордные налоги – более 5 трлн руб., став вдобавок еще и крупнейшим налогоплательщиком в России. Для сравнения, в прошлом году выплаты налогов и таможенных пошлин составили 3,8 трлн руб.

С 1 сентября по 30 ноября 2022 года Газпром уплачивал дополнительно по 416 млрд руб. в месяц через НДПИ, о чем теперь указано в п. 14.1. ст. 343 НК РФ. И после того, как правительство изъяло 1 248 млн руб., т. е. сумму, которая сопоставима с полугодовыми дивидендами Газпрома за 2022 год, было принято решение продлить ежемесячное изъятие на следующие 3 года, увеличив его на сумму в размере 50 млрд руб. (п. 14.2. ст. 343 НК РФ).

С нового года также увеличится ставка экспортной пошлины на природный газ, она составит 30% при цене на газ ниже уровня $300 за 1 тыс. м3 и 50% – при цене на газ выше $300 за 1 тыс. м3. Указанное изменение законодательства должно привлечь в бюджет еще 462 млрд руб.

Повышая налоги для одних компаний нефтегазовой сферы, Правительство не забывает о льготах для других. Так, в декабре 2022 года в Госдуму на обсуждение был внесен законопроект, в котором предлагается освободить от НДПИ при добыче газа для производства водорода и аммиака на проектах, реализуемых на Ямале и Гыдане, которые будут введены в эксплуатацию после 2024 годак. Принятие закона приведет к тому, что с 2025 года российский бюджет будет недополучать около 2 млрд руб. ежегодно, но позволит монетизировать запасы газа в этих труднодоступных регионах и будет способствовать развитию отечественной газохимии.

Последствия для отрасли

Показанная в 2022 году высокая рентабельность производства газа обеспечивалась, прежде всего, беспрецедентными ценами на газ, которые на европейских хабах превышали $3 тыс. за 1 тыс. м3. По текущим оценкам среднеконтрактная цена экспорта газа в 2022 году окажется на уровне $691,2 за 1 тыс. м3 – это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. Однако в следующем году ситуация может измениться.

Из-за аварии на Северных потоках Газпром потерял возможность прокачки в Европу 167 млн м3 газа в сутки. Прокачка по газопроводу через Украину сокращена до 42-43 млн м3 в сутки, а по Турецкому потоку составляет всего 29-30 млн м3 в сутки. С конца прошлого года остановилась работа газопровода «Ямал – Европа» (мощность – 32,9 млрд м3 в год).

В 2023 году следует ожидать сокращения европейского экспорта до 65 млрд м3 по сравнению с 85 млрд м3, поставленными в 2022 году, и 175 млрд м3 – в 2021 году. Выпадающие объемы прокачки газа перенаправить в Китай возможно лишь частично и поставки по газопроводу «Сила Сибири» в следующем году могут увеличиться почти на 50%.

Увеличение налоговой нагрузки на газовые компании не дает возможности адаптироваться к изменяющимся условиям. Введение ЕС «потолка» цен на природный газ на уровне около $2 тыс. за 1 тыс. м3 не позволит увидеть новых ценовых максимумов, а цены на уровне выше $1 тыс. за 1 тыс. м3 все равно будут сохраняться недолго. Энергетический кризис в Европе постепенно будет преодолен, цены на газ вернутся к экономически обоснованным уровням, в то время как полноценно восстановить трубопроводный экспорт газа в Европу уже не получится. К 2030 году ЕС намерен полностью отказаться от российского газа.

Поэтому повышение налоговой нагрузки в таких условиях не позволит Газпрому выстраивать новые трубопроводные маршруты для экспорта газа, что сократит его присутствие на рынке и приведет к утрате Россией позиций ведущего экспортера газа.

Изменение в налогообложении производителей СПГ

Поправки, внесенные в НК РФ, предусматривают повышенную ставку налога на прибыль для производителей СПГ, которые на основании исключительной лицензии в 2022 году отправили его на экспорт хотя бы раз. Ставка налога на прибыль для них в 2023-2025 годах будет составлять 34% (п. 117 ст. 284 НК РФ).

Ранее обсуждался вопрос о введении экспортной пошлины на СПГ, которая могла бы дать бюджету около 200 млрд руб. в год. Однако Ямал СПГ (Новатэк) и Сахалин-2 (Газпром) в настоящий момент освобождены от уплаты НДПИ и экспортной пошлины. Далее рассматривался вариант повышения ставки налога на прибыль до 32%, что могло бы обеспечить те же 200 млрд руб. дополнительных доходов бюджета. Но в итоге было решено установить новую ставку на уровне 34%, из которых 17% будет направлено в федеральный бюджет, а еще 17% – в бюджет субъекта РФ.

Впрочем, не совсем ясно, зачем повышать ставку налога в условиях, когда крупнейшие проекты Ямал СПГ и Сахалин-2, обеспечивающие более 92,5% объемов российского производства СПГ, защищены от повышения налогов соглашениями о разделе продукции.

Последствия для отрасли

Производство СПГ в России только начинает набирать обороты. В прошлом году российские производители выпустили всего 30 млн тонн СПГ, в то время как Австралия производит 78,5 млн тонн, Катар – 77 млн тонн, США – 67 млн тонн. В текущем году, несмотря на санкции, производство СПГ в России выросло почти на 8,5%, а к 2035 году планируется выпускать 140 млн тонн.

Сегодня строятся заводы, которые смогут дополнительно к существующим объемам поставлять на рынок еще 52 млн м3 СПГ ежегодно. Но ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей возможен не ранее 2025 года, а существенный рост налоговой нагрузки может отодвинуть планы по запуску новых производств на неопределенный срок.

ВЫВОДЫ

  • Налоговые доходы бюджета в 2023 году на 34,2% формируются за счет отчислений нефтегазовых компаний, которые должны в виде налогов и пошлин уплатить 8,9 трлн руб. Из этой суммы за счет повышения налоговой нагрузки будет получено почти 1 трлн руб.
  • Однако формируя бюджет на будущий год, Правительство вряд ли рассчитывало на сверхдоходы нефтегазовых компаний, получение которых в условиях санкций весьма сомнительно. Основным фактором, который позволит получить суммы налогов на уровне запланированных, будет являться девальвация рубля. Федеральный бюджет на следующие три года предусматривает постепенное снижение курса рубля от 68,3 руб/$ в 2023-м до 72,2 руб/$ в 2025 году. Но, если цены на нефть упадут значительно, то курс может вернуться к отметке выше 100 руб/$.
  • Таким образом, пополнение бюджета нефтедолларами в тяжелых для развития отрасли условиях создает риски очередного скачка инфляции. В итоге вырастут цены и расходы, а эффект от очередной девальвации может стать коротким и не позволит сформировать условия для развития нефтегазовой отрасли, как это было в предыдущие годы.

Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
www.delprof.ru

Статья опубликована в журнале «СФЕРА. Нефть и Газ» №1/2023

Статья в формате pdf →

 

Читайте также:

ВЫПУСК 1/2024



Читать онлайн