Начинается...

Нефтяной рынок Российской Федерации после введения потолка цен на нефть

Нефтяной рынок Российской Федерации после введения потолка цен на нефть

А. СИЛАКОВ – партнер практики Налогов и права Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

В настоящее время Россия является одним из трех крупнейших мировых экспортеров нефти и нефтепродуктов наравне с Саудовской Аравией и США. В 2021 году РФ экспортировала в Евросоюз 44% всего объема экспорта сырой нефти, 31% – в Китай, а в Индию – лишь 1%. Обострение геополитической ситуации в мире в связи с началом СВО на Украине, введение санкций в отношении России привело к тому, что летом 2022 года ситуация на мировом рынке нефти начала кардинально меняться: поставки нефти и нефтепродуктов в Индию и Китай увеличились в разы.

Так, уже с октября 2022 года Индия занимает второе место среди ключевых импортеров «черного золота», увеличив импорт российской нефти за 8 месяцев 2022 года в 13,5 раз. На долю российских поставок пришлось 22% всего индийского импорта сырой нефти, обогнавших традиционных поставщиков нефти в Индию – Ирак (20,5% индийского импорта) и Саудовскую Аравию (16% импорта). С мая по июль 2022 года Россия стала крупнейшим поставщиком нефти и в Китай. Другими словами, с весны 2022 года наблюдается активное перенаправление поставок нефти с Запада на Восток. В частности, это подтверждается и тем, что морской экспорт российской нефти сорта Urals в Азию в январе–сентябре 2022 года увеличился в 6 раз по сравнению с 2021 годом.

Соответственно, любые ограничительные меры на экспортные поставки нефти и нефтепродуктов из России обусловят дисбаланс мирового нефтяного рынка и рост цен. Уже в мае 2022 года в ЕС началось обсуждение 6-го пакета антироссийских санкций, предполагавшего введение нефтяного эмбарго, цены на нефть начали расти. Только за май 2022 года цена на нефть взлетела на 20%. 6-й пакет санкций был введен 3 июня 2022 года, а вместе с ним и частичный запрет на ввоз в страны ЕС российской нефти в отношении морских поставок.

К слову, США ввели эмбарго на ввоз сырой нефти из России еще 8 марта 2022 года. Очередные антироссийские меры стран Запада – эмбарго на транспортировку и страхование российской нефти по морю и потолок цен на нее на уровне $60 за баррель – вступили в силу 5 декабря 2022 года.

Их ввели страны «большой семерки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония, США) и Австралия. С 5 февраля 2023 годп вводятся предельные цены на морские поставки российских нефтепродуктов в третьи страны.

В ответ на эмбарго российской нефти и нефтепродуктов Россия готовит ответные меры. Еще 9 декабря Президент России Владимир Владимирович Путин, комментируя очередные антироссийские санкции в отношении экспорта «черного золота», с одной стороны, указал на введение запрета продавать нефть странам, которые поддержат ограничения, а с другой стороны, отметил, что западные ограничения серьезно не повлияют на российский бюджет, однако, нельзя допускать ситуации, когда потребитель диктует цену на экспортируемые продукты, иначе это обусловит дисбаланс нефтяной отрасли. По мнению экспертов, страны Запада в своем стремлении снизить финансирование проведения СВО за счет снижения прибыли от продажи нефти, в первую очередь, пострадают сами. РФ может изыскать альтернативные рынки сбыта за пределами Европы.

ПЕРВЫЙ ВЫВОД: российский бюджет не понесет существенных потерь от эмбарго и потолка цен.

Действительно, доля нефтегазового сектора в ВВП России за 2021 гда составила всего 17,4% (даже не 50%). Россия экспортирует большое количество нефти и газа, но цена на эти продукты относительно не высокая если сравнивать, в частности, с ценой на металлы. Основной российский бюджет пополняется не только за счет экспорта нефти и газа, но и электроэнергии, с/х продукции, леса, металлов и прочего.

При этом в российский бюджет еще в 2017 году была заложена цена в 40$ за баррель плюс некоторая ежегодная индексация. На 2023-2025 годы в бюджет уже заложена цена в 70$ за баррель, что является приемлемой ценой для нашей экономики. По мнению российских экономистов, введение ценового потолка на закупку российской нефти ударит по экономике стран, которые импортируют российскую нефть и нефтепродукты, а негативный эффект для российской экономики, если и будет, то очень сильно будет растянут во времени. Однако, ряд экспертов ВШЭ полагают, что в 2023 году прогнозируется падение ВВП на 1,5-2%, но фатальным такое снижение не является. Последние месяцы поставки нефти в Европу и так сокращались, поэтому резкого падения доходов бюджета не будет, но они точно сократятся. По мнению специалистов РУДН, с учетом «потолка» цен на нефть в $60 и сегодняшними показателями стоимости российского черного золота дефицит бюджета вырастет. Однако, в конце ноября 2022 года был принят закон об увеличении налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли в 2023-2025 годах, который даст бюджету совокупно порядка 3 трлн руб. Таким образом, покроется финансовая разница, которую может испытывать российская экономика из-за снижения доходов от экспорта нефти, и дефицита госбюджета в ближайшие годы не произойдет.

ВТОРОЙ ВЫВОД: западным странам оперативно заменить российскую нефть будет сложно, но все же возможно.

Добываемая в мире нефть является ограниченным ресурсом, количество которого совпадает с объемом потребления.

Другими словами, нефть добывают ровно столько, сколько потребляется. За этим балансом следит ОПЕК. Страны ОПЭК+ еще 5 октября 2022 года договорились о снижении добычи на рекордные 2 млн баррелей в сутки, а 4 декабря 2022 года квоты на добычу нефти не увеличили, а оставили на прежнем уровне. По сути, если бы участники были уверены, что России будет некуда девать нефть, они бы увеличили свои уровни добычи, но этого не произошло. По мнению экспертов, ситуацию на мировом рынке нефти усугубит и активная распаковка ее стратегических запасов в США, которая началась летом 2022 года. Придет время, когда данные запасы необходимо будет пополнять, что обусловит появление инфляционной спирали, спрос на нефть будет расти, соответственно, будут расти и цены. При этом, если предположить, что с введением эмбарго и потолка цен на российскую нефть в страны Запада будет экспортироваться продукция из Латинской Америки, Нигерии, стран Персидского залива, то российский экспорт будет замещать выпавшие потоки, перенаправляя их в страны, куда ранее поставлялась нефть из этих стран.

ТРЕТИЙ ВЫВОД: прогнозируется новый цикл роста нефти как минимум к отметке $100 за баррель.

Уже в январе 2023 года аналитики прогнозируют, что стоимость экспорта черного золота может вырасти выше $100 за баррель. В первую очередь это будет связано с возможным введением запрета отечественным компаниям на продажу сырья в страны, поддерживающие ограничения на законодательном уровне, что обусловит снижение поставок на мировой рынок. По сути речь идет о юридическом запрете для российских нефтяных компаний заключать сделки на экспортные поставки отечественного сырья. К слову, Россия уже запрещала поставки газа недружественным странам, которые отказывались оплачивать его за рубли.

Если российский законодатель введет подобные ограничения, то это ограничит и возможность частного бизнеса обходить взаимные санкции стран Запада и России. Следовательно, на нефтяном рынке предложений станет меньше, что приведет к значительному скачку цен.

По заявлению вице-премьера России Александра Новака, мировые цены на нефть марки Brent в 2023 году могут быть в диапазоне $70-100 за баррель с возможными временными всплесками. Цены на нефтепродукты в Европе могут взлететь в феврале после введения эмбарго на поставки из России. Но есть и другой сценарий, при котором РФ перенаправит выпадающие поставки в Азию – в этом случае цена на нефть может закрепиться на текущем уровне в $85 за бочку.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВЫВОД: российские нефтяные компании и мировые нефтетрейдеры заранее готовились к эмбарго и потолку цен.

Еще осенью 2022 года 90% судов в мире страховалось через британскую ассоциацию International Group of P&I Clubs. С введением ограничительных санкций стало невозможно страховать российские суда с нефтью, приобретенной по цене выше установленного уровня. В настоящее время идет процесс задействования российских, иранских и азиатских страховщиков взамен британским. Например, новым перестраховщиком танкеров с российской нефтью станет Российская национальная перестраховочная компания (РНПК), принадлежащая Центробанку РФ.

Известно, что российские нефтяные компании готовились к вступлению санкционных ограничений задолго до их официального введения. В частности, и сегодня идет процесс создания собственного флота нефтяных танкеров. Роснефть значительно расширила собственный бизнес по фрахтованию танкеров, по аналогии с компаниями Лукойл и Газпромнефть. Роснефть после вступления эмбарго планирует использовать свое дочернее предприятие «Роснефтефлот» для покрытия транспортных и иных расходов покупателей. Лукойл давно пользуется услугами компании Litasco – единый оператор международной торговли группы ЛУКОЙЛ, которая осуществляет все поставки и трейдинговые операции группы компаний за пределами России. Газпромнефть использует Газпром флот – структуру холдинга Газпром.

ПЯТЫЙ ВЫВОД: на мировом нефтяном рынке увеличивается нервозность из-за подготовки ответных мер России в отношении эмбарго и потолка цен.

Во-первых, Россия не исключает снижения добычи нефти, что приведет не только к росту цен на нее, но и к нестабильности мирового нефтяного рынка. В последние дни декабря 2022 года цены на нефть уже показывали рост в ожидании ответных мер РФ, хотя Россия еще ничего не предпринимала. Во-вторых, Китай намеревается отменять антиковидные меры. Если предложение нефти на рынке уменьшится, а Китай развернет экономику в полную силу и начнет увеличивать экспорт нефти, логично, что ее стоимость взлетит.

В целом, насколько введение эмбарго и «потолка цен» повлияют на нефтяной рынок будет понятно уже в первые месяцы 2023 года, когда станут известны объемы недопоставок нефти из РФ. Если снижение поставок сырья из РФ не превысит 500 тыс. баррелей в сутки, ценник Brent, вероятно, поднимется на $2-3 за баррель. Если же добыча нефти в России через месяц-полтора сократится на 1 млн баррелей, то котировки нефти легко вернутся в район $100 за бочку. Аналитики и эксперты полагают, что сложившаяся ситуация может сыграть на руку России и в части усиления поддержки собственного судостроения – это в перспективе позволит РФ обеспечить себя транспортными мощностями для перевозки нефти, которую раньше часто осуществляли иностранные компании.

По мнению специалистов ВШЭ, нефтяной рынок является самоорганизующейся системой, которая, несмотря на волатильность, придет в равновесие, так как ни одна страна не заинтересована в энергетическом кризисе. В условиях глобальной рыночной экономики любые нерыночные механизмы ограничения цен и объемов поставок приведут к дефициту нефти, неконтролируемому росту котировок на энергоносители и росту инфляции соответственно. В настоящее время ни одно государство мира в этом не заинтересовано.

Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»
www.delprof.ru

Статья опубликована в журнале «СФЕРА. Нефть и Газ» №1/2023

Статья в формате pdf →

 

Читайте также:

ВЫПУСК 1/2024



Читать онлайн