Начинается...

Гонка эковооружений

Гонка эковооружений

Экологическая ситуация в России близка к критической, и, чтобы привести ее хотя бы к минимально приемлемой, потребуется еще очень много усилий. Главное, что существующие проблемы постепенно находят адекватное решение. Большинство согласится, что любое дело лучше доверить профессионалам, в том числе – заботу о возвращении и сохранении экологического здоровья страны. Особенно, если загрязнения вызваны аварийными разливами нефтепродуктов.

Касаясь темы экологических катастроф, связанных с загрязнением почвы нефтепродуктами, необходимо помнить, что в России существуют профессиональные аварийно-спасательные подразделения, или ПАСФ, занимающиеся как ликвидацией последствий разливов нефтепродуктов, так и профилактической работой по обеспечению экологической безопасности опасных производств. Более того, в Российском законодательстве «черным по белому» определены основы обеспечения промышленной безопасности и безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (Федеральный закон № 116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Согласно этому Федеральному Закону любая организация, эксплуатирующая и обслуживающая такой объект, обязана заниматься профилактикой аварий, а также заключить договор на обслуживание с ПАСФ, или создать собственное аварийное подразделение.

Создавать и содержать свою аварийно-спасательную службу – дорого и хлопотно, проще и эффективнее нанять готовую компанию, занимающуюся исключительно аварийно-спасательной деятельностью. Правда, при заключении договора важно убедиться, что оно состоятельно как подрядчик. То есть имеет необходимые свидетельства на право ведения работ и паспорт ПАСФ. А также, что очень важно, подтвержденный состав сил и средств в соответствии с Табелем минимальной оснащенности ПАСФ, рекомендованному МЧС России для такого рода формирований.

ПЕРВЫЕ СРЕДИ РАВНЫХ

Крупнейшая и, пожалуй, наиболее опытная их таких компаний – «ЭКОСПАС», созданная в 1998 году в соответствии с решением Правительственной межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ПАСФ «ЭКОСПАС» интегрировано в Единую Государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ (РСЧС). По территориальному охвату, уровню профессиональных навыков сотрудников и оснащенности техникой, «ЭКОСПАС» остается лидером отечественного рынка ПАСФ.

В структуре «ЭКОСПАС» более 40 филиалов по всей России, оснащенных современным оборудованием и техникой для предупреждения, реагирования, локализации и ликвидации разливов аварийно-химически опасных веществ, в том числе – нефти и нефтепродуктов, и владеющих необходимыми технологиями утилизации отходов.

За последние годы «ЭКОСПАС» ликвидировал или принимал участие в ликвидации последствий всех крупных ЧС федерального уровня. В том числе, в таких нашумевших, как крушение теплохода «Булгария» на Волге, крушение самолета Як-42 в Ярославской области, в котором погибла команда «Локомотив», серия кораблекрушений в Керченском проливе, приведших к масштабному загрязнению нефтепродуктами Керченского пролива, Азовского и Черного морей. Спасатели «ЭКОСПАС» ликвидировали последствия нефтеразлива в Кировской области, когда сошел с рельс железнодорожный состав с 32 цистернами газового конденсата, и в Тверской области, когда разлилось более 300 т мазута в результате схода с рельс грузового состава. Спасатели «ЭКОСПАС» – люди, имеющие серьезную подготовку и огромный опыт. Все они проходят аттестацию минимум по шести специальностям: ликвидация аварийного разлива нефтепродуктов (ЛАРН), поисково-спасательные работы, альпинистская подготовка, газоспасательные работы, оказание первой медицинской помощи и др.

ПОКУПАЙТЕ РОССИЙСКОЕ

Держаться на высоте «ЭКОСПАС» помогает не только успешно проводимая Программа регионального развития, но и ответственный подход к оснащению филиалов в соответствии с реализуемой Обществом технической политикой. Кроме того, «ЭКОСПАС» выполняет все требования уже упомянутого Табеля минимальной оснащенности ПАСФ.

Сосредоточив усилия на максимально эффективной деятельности в части ЛАРН, «ЭКОСПАС» не стал открывать собственные производства нефтесборного оборудования, однако обладает самым серьезным в России опытом его применения. Спасатели хорошо знакомы с оборудованием ЛАРН как зарубежных, так и российских производителей, однако в работе, в основном, применяется продукция отечественных компаний. На то есть много причин, но, как компания, действующая в жестких условиях рынка, на первое место «ЭКОСПАС» ставит экономическую эффективность.

Инженеры департамента материально-технического обеспечения «ЭКОСПАС» внимательно следят за новинками рынка. Но, скорее, на предмет анализа: какие инженерные решения применяются, почему, что придумано нового, почему пошли именно по такому пути. Это очень важная работа на перспективу, поскольку сфера деятельности компании постоянно расширяется. К примеру, на таких серьезных объектах, как морские буровые платформы, к обеспечению безопасности ЛАРН предъявляются существенно более суровые требования, чем на суше. Чтобы компания могла принимать участие в таких серьезных проектах, надо разбираться в соответствующем оборудовании и технологиях, которое пока представлено по большей части зарубежными производителями.

Основное поле деятельности «ЭКОСПАС» приходится на сушу и береговую черту, внутренние водоемы и реки. В этом плане поле деятельности практически безгранично. В нашей стране есть территории, которые загрязнены просто феноменально. Как единичный пример, в Коми существуют территории со множеством нефтяных линз, откуда уже выкачали нефть и закачали вместо нее туда воду или отходы. Вокруг бывших мест добычи могут простираться километровые лужи нефти, а изношенные на 70% трубопроводы активно текут. Причем из заброшенных скважин, по мере старения запорной арматуры, время от времени выплескивается сырая нефть.

ПРАКТИКА – ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ

Используя оборудование ЛАРН различных производителей, спасатели компании не только приобретают огромный опыт в ликвидации последствий ЧС, но и получают возможность сравнивать. Ведь именно практическое применение дает наибольшее количество замечаний. У специалистов «ЭКОСПАС», с их богатой практикой, замечания есть всегда, и по большей части они объективны. И эти замечания всегда доводятся до производителя. И, если компания прислушивается и не ленится их учесть, то постепенно выходит на тот уровень, который нужен заказчику.

Как происходит разработка и улучшение технологий? Только через опыт, который у «ЭКОСПАС» самый богатый в России. И к голосу компании всегда готовы прислушиваться производители. На текущий момент «ЭКОСПАС» работает с двумя самыми крупными производителями в России – это ООО «Лессорб» и ООО «ЭКОсервис-НЕФТЕГАЗ». И это сотрудничество взаимовыгодное, поскольку характеристика «этим пользуется «ЭКОСПАС» для оборудования – как «Знак качества»!

Почему так получилось? Оказывается, в большинстве случаев оборудование, приобретенное объектовыми ПАСФ нефтяных компаний, не используется. Оно лежит на складе опасного производственного объекта, выполняя требования к его оснащенности по ЛАРН согласно пессимистическому сценарию потенциального разлива нефтепродукта, которая более-менее регламентирована уже упомянутым Табелем. При этом спасатели собственной аварийной бригады объекта не имеют достаточного практического опыта, поскольку на учениях особо опыта не набрать, а аварии, к счастью, случаются нечасто. Именно поэтому так значимо мнение «ЭКОСПАС» как компании, постоянно работающей на реальных авариях, в различных условиях, принимающей участие в учениях на различных объектах, то есть использующей оборудование в разы чаще остальных ПАСФ.

«Э» ЗНАЧИТ «ЭКОСПАС»

Ярким примером сотрудничества с производителем стала история возникновения модели скиммера СЩ-20УЭ производства «Лессорб». Казалось бы, что нового можно придумать в привычных олеофильных скиммерах – устройствах сбора нефти с поверхности земли или воды?

Пока не придумано чего-то концептуально нового в оборудовании, приходится модернизировать то, что есть. Как это выглядит? Прежде всего, получая оборудование или рассматривая возможность сотрудничества с новым поставщиком, инженеры и спасатели «ЭКОСПАС» выезжают к производителю. Инженеры проводят инспекцию предприятия, оценивают производство, изучают отзывы об оборудовании. В свою очередь спасатели, руководствуясь опытом оценивают продукцию. Профессионал всегда поймет – это сделано «на полку», или это оборудование можно опробовать в деле.

Еще пару лет назад никто не обращал внимания, что у скиммеров слишком большие размеры и вес. А ведь разливы зачастую происходят в достаточно труднодоступных местах. И спасатель вынужден доставлять скиммер к месту работы «на себе». Инженеры «ЭКОСПАС» обратились в компанию «Лессорб», которая на тот момент уже производила серийный олеофильный скиммер СЩ-20. Была поставлена задача максимально его облегчить не потеряв эффективности. В итоге совместными усилиями была создана достаточно легкая модель, которая, по словам спасателей, превзошла все ожидания.

Параллельно доработали и барабанное устройство скиммера, посредством которого собирается нефтепродукт, разливающийся по поверхности воды тонкой пленкой, непригодной для сбора щетками. Это, к примеру, индустриальные и трансформаторные масла, топливо.

В итоге новая серийная модель скиммера получила название СЩ-20УЭ, где «УЭ» означает «улучшенный «ЭКОСПАС».

Кстати, один из клиентов «Лессорб», первым случайно увидев опытный образец нового скиммера, узнав историю его появления сразу же приобрел его, несмотря на то, что оборудование было еще все в нефти после испытаний.

Теперь инженеры обеих компаний трудятся над новым проектом. У «ЭКОСПАС» есть богатый опыт работы в стесненных условиях, когда разливы нефтепродуктов приходилось ликвидировать в тоннелях или даже коридорах промышленных зданий. Поэтому назрела необходимость создать еще более легкий скиммер. Не менее эффективный, но существенно более легкий – пригодный для переноски всего одним спасателем.

Специалисты «ЭКОСПАС» признаются, что при всем разнообразии предложений на рынке оборудования ЛАРН, все-таки лучше иметь не сто красивых образцов тех же скиммеров на все случаи жизни, а 3–4 устройства, которые позволят перекрыть все потребности. Так, облегченная модель СЩ-20 будет незаменима на быстрых течениях, или в случае ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов в технических зданиях, изобилующих узкими проходами и коридорами.

ОТДАТЬ ЯКОРЯ!

Спасатели «ЭКОСПАС» очень часто работают на берегах и в акваториях рек и других водоемов. При работе на воде используются плавучие боновые заграждения – несколько секций боновых соединенных в ордер, и ограничивающих дальнейшее распространение нефтепродукта вниз по течению. В зависимости от условий, заграждение фиксируется на месте береговыми и донными якорями. Часто один якорь заведен на берег, а остальные, донные, удерживают боны неподвижно на воде, создавая «запруду» для мусора и нефтеотходов.

Изначально в «ЭКОСПАС» применялись стандартно поставляемые якорные системы для удержания боновых заграждений ЯС-60 и ЯС-25, где число в названии – это вес якоря. Со временем, компания накопила опыт и получила статистику, которая показала очень большой расход якорей, преимущественно – ЯС-60. Очевидно, что 60-килограммовый якорь очень трудно вытащить из воды. Ведь помимо веса якоря очень большое значение имеет его держащая сила – то есть, фактически, то усилие, которое необходимо преодолеть, чтобы оторвать его от грунта. Такой якорь и на земле поднять довольно сложно, а находясь в качающейся небольшой лодке – вдвойне сложнее и небезопасно. Чтобы оторвать 60-килограммовый якорь от грунта нужны либо два очень крепких человека, либо на лодке необходимо устанавливать специальный подъемный механизм – шпиль. При работе с боновыми заграждениями на реке обычно используются простые лодки – каркасные или даже надувные – и если установить якорь с них относительно нетрудно, то вытащить его обратно не просто очень сложно – это еще и опасно! Лодка может перевернуться. Представьте, на носу лодки висит якорь и два спасателя, которые этот якорь достают. То есть нагрузка на нос лодки превышает 200 кг. А в момент отрыва якоря от грунта эта нагрузка еще более возрастает. Поэтому якоря зачастую просто обрезаются, как это было при работе с устранением последствия крушения всем известного теплохода «Булгария». А ведь стоимость каждого такого якоря составляет порядка 10 тыс. руб.

За проблему взялись специалисты материально-технического департамента «ЭКОСПАС». Было решено создать якорь меньшего веса, но с той же, как минимум, удерживающей силой. Самые распространенные якорные системы на сегодня выпускаются на базе якоря Матросова. Это сертифицированный речной якорь, который имеет определенную форму и определенные характеристики. Как раз те, которые не устраивают спасателей, особенно в части якоря 60. Инженеры «ЭКОСПАС», имея опыт работы на реке и на море, провели сравнительный анализ выпускаемых в мире якорей, и выбрали якорь повышенной держащей силы (ПДС), который обычно используется на малых судах и катерах. То есть, в сегменте маленького водоизмещения, где есть возможность применения только минимальных физических усилий и нет возможности безгранично наращивать массу судна. При этом особое внимание было уделено безопасности спасателей, работающих с якорями.

В итоге специалисты «ЭКОСПАС» разработали якорную систему за основу которой был взят якорь повышенной держащей силы (ПДС) – якорь Дэнфорта. За счет его лап, которые имеют меньший вес, за счет их формы и расположения, а также за счет штока, который обеспечивает плотное прилегание якоря к грунту, достигается эффект ПДС.

И, при той же массе, удерживающая сила такого якоря выше, чем у якоря Матросова или у самого распространенного на сегодня – якоря Холла. Такие якоря нашли свое применение в буксирном флоте, то есть там, где водоизмещение судов невелико, но требуется немалая удерживающая сила.

На базе якоря Дэнфорта инженеры «ЭКОСПАС» создали якорные системы, обладающие той же удерживающей силой, но имеющие значительно меньший вес. Так, на смену 60-килограммовым якорям пришли 45-килограммовые, а 25 килограмм, в свою очередь, превратились в 25, но повышенной держащей силы. Затем на базе Архангельского филиала «ЭКОСПАС» было развернуто производство, место для которого выбиралось исходя из соображений минимизации затрат и близости инспекции Российского речного регистра. По итогам испытаний первых опытных образцов новых якорных систем, проведенных представителем Архангельской инспекции Российского речного регистра, якорным системам разработки «ЭКОСПАС» для удержания боновых заграждений ЯС-25, ЯС-45 в июне 2014 года был присвоен сертификат RU.PO00.C00123.

Дополнительными мерами по обеспечению безопасности работ на воде и повышению их эффективности, было принято решение об использовании в работе небольших шпилей яхтенного типа, обладающих достаточной мощностью и компактными размерами, для установки их на новых катерах. Первый из этих катеров был успешно изготовлен самарским заводом «Салют» и испытан специалистами «ЭКОСПАС» вместе с представителями завода.

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ…

Причиной появления другого технического решения стала необходимость оптимизации работы при ликвидации последствий аварии в районе железнодорожной станции Поздино в Кировской области, где в феврале 2014 года с рельс сошел железнодорожный состав с 32 цистернами газового конденсата. Газоконденсат вылился из цистерн, вследствие чего, загрязнению подверглась очень обширная территория. Пострадала не только земля вдоль полотна железной дороги, но и протекающая рядом река.

С поверхности льда нефтепродукт был собран при помощи сорбентов, но пропитался и сам лед на глубину до 15 см. В итоге спасателям пришлось выпиливать и утилизировать загрязненные участки льда. Поскольку в феврале толщина льда в этих краях достигает 30 см, было принято решение снимать не весь лед, а вырезать только зараженные участки.

Применялись пилы и специальный станок АМЛУ для резания льда в две пилы, производства «ЭКОсервис-НЕФТЕГАЗ». Ситуация осложнялась не только тем, что лед надо было снимать не на всю глубину, а только частично, но и тем, что сорбент забивал механизмы пил и особенно пагубно влиял на их заточку. Цепи приходилось снимать и возить на заточку каждые полчаса.

На основании кировского опыта инженеры компании подготовили техническое задание, и «ЭКОСПАС» обратился к производителям с просьбой разработать и изготовить некое устройство, которое сможет срезать лед только на заданную глубину. Пока решение не представлено, но в компании надеются, что к наступлению зимы увидят первые опытные образцы.

ОСТОРОЖНО, ГАЗЫ!

Используя накопленный опыт «ЭКОСПАС» не только создает собственные решения, но и развивает существующие технологии. Таким примером стало направление газоспасения. Компания активно развивает это направление. Такая деятельность связана с повышенным риском для персонала, занятого в подразделениях газоспасения. И эти риски весьма велики, ведь у спасателя есть не более 40 минут для работы в опасной зоне – зависит от емкости дыхательного аппарата. И это на учениях, а в реальной ситуации, учитывая нагрузки и стресс, дыхательный ресурс аппарата может закончиться и за 25 мин.

Понимая всю серьезность проблемы, техническая служба «ЭКОСПАС» провела оценку рисков, в итоге подобрав определенное оборудование от определенных производителей. Оценка производилась не только на основании личного опыта спасателей компании, но также во внимание принимался опыт других действующих подразделений.

В деле безопасности людей ценен любой опыт как в ЛАРН, так и в газоспасении, и инженеры «ЭКОСПАС» это очень хорошо понимают, выбирая на рынке только то оборудование, которое уже опробовано и имеет хорошие отзывы. «ЭКОСПАС» не экономит на безопасности людей.

К примеру, было принято решение о приобретении защитных костюмов с поддувом. Это не только обеспечит более комфортную работу спасателя в опасной зоне, но и поможет в случае механического повреждения костюма успеть выйти из зоны ЧС, поскольку избыточное давление внутри костюма не позволит опасной атмосфере попасть внутрь.

И таких мелочей, которые пришлось учесть, – тысячи. К примеру, все прекрасно знают дыхательные аппараты немецкой фирмы Dräger как очень надежные и качественные. Но есть не уступающие им по качеству дыхательные системы отечественного производства.

Именно поэтому для оснащения газоспасательных отрядов «ЭКОСПАС» приобретаются, например, дыхательные аппараты «Омега» производства московского завода «КАМПО».

ПОРЯДОК ВО ВСЕМ

В вопросах технического оснащения аварийно-спасательной деятельности нет мелочей. Все тонкости необходимо тщательно продумывать, поскольку от мелочей может зависеть жизнь спасателя. Но даже самый умный и внимательный снабженец может совершать опасные ошибки, если ему каждый раз приходится заново «изобретать велосипед», подбирая комплекты оборудования для оснащения различных отрядов. Именно поэтому в «ЭКОСПАС» разработана и применяется техническая политика.

Техническая политика – это общая политика руководства, акционеров, персонала, которая обеспечивает единообразное оснащение всех подразделений аварийно-спасательного формирования. Она реализуется департаментом материально-технического обеспечения «ЭКОСПАС», с учетом собственного опыта и опыта других ПАСФ и МЧС, через оснащение и дооснащение подразделений.

И эта практика себя оправдывает. Лучше слов об «ЭКОСПАС» говорит список его клиентов, для которых в рамках обеспечения промышленной безопасности «ЭКОСПАС» проводит профилактические мероприятия и обеспечивает готовность к действиям по ликвидации ЧС на обслуживаемых опасных производственных объектах. В число основных заказчиков «ЭКОСПАС» входят Федеральное агентство по государственным резервам, ОАО «РЖД», дочерние общества ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО НК «Роснефть», Нефтегазовая компания «Сахалин ЭнерджиИнвестмент Компани Лтд.», Exxon Neftegaz Ltd., Госкорпорация «Росатом», крупные электро- и теплогенерирующие и транспортные компании.

Статья в формате pdf →

115088, Москва,
ул. Угрешская, д. 2, стр. 25
☎ +7 (495) 778-77-47
info@ecospas.ru
ecospas.ru


Читайте также:

ВЫПУСК 1/2024



Читать онлайн