Начинается...

Проекты строительства ООО «Трест Запсибгидрострой» для нефтегазовой отрасли

Проекты строительства ООО «Трест Запсибгидрострой» для нефтегазовой отрасли

История возникновения компании Трест «Запсибгидрострой» с момента основания неразрывно связана с нефтегазовой отраслью нашей страны. В 1977 году вышло постановление Правительства «О развитии нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири в 1977-1980 гг», в котором особое внимание уделялось необходимости ускорения строительства железных и автомобильных дорог, а на водных артериях – возведения крупных речных портов. Выполнение последней задачи поручалось Тресту «Запсибгидрострой». 28 сентября 1977 года был подписан приказ об организации Треста «Запсибгидрострой» с передачей ему Мостоотряда №69 (МО-69), а также создания Плавстройотрядов №33 и №34 в городах Нижневартовске и Сургуте.

Отсутствие транспортных сетей, за исключением сообщения с помощью вертолетов, значительно тормозило добычу нефти и газа в Западной Сибири. Большая часть из портовых гидротехнических сооружений, включенных в программу работ Запсибгидростроя, находилась на малых реках с коротким периодом судоходства, на затапливаемых территориях с подъемом воды в половодье на 8-10 м.

На начальном этапе строительства в условиях вечной мерзлоты не было нормативно-технической базы, атакже практики реализации таких проектов в Советском Союзе. Но коллектив Запсибгидростроя смог преодолеть эти трудности и в короткие сроки освоил скоростное строительство причальных, оградительных и берегоукрепительных сооружений в экстремальных климатических, гидрологических и мерзлотно-грунтовых условиях Крайнего Севера.

В этот период был построен сложнейший в организационно-техническом отношении объект – причал в порту Ямбург в Ямало-Ненецком автономном округе: Заполярье, абсолютный минимум температуры -56°С; навигационный период 3 месяца. Впервые в конструкции причала использовались термосваи и замораживающие устройства для предотвращения размораживания вечной мерзлоты.

Также были сданы в эксплуатацию пусковые комплексы в портах Надыма, Уренгоя, Сергино и Нижневартовска, построены десятки причалов на малых реках.

Новым, важным этапом в обустройстве инфраструктуры нефтегазовых месторождений Западной Сибири стало применение при строительстве объектов шпунта трубчатого сварного, разработками которых впервые в России трест занялся во главе со своим управляющим Виктором Викторовичем Гончаровым в 1990-х годах. Данная технология обладает целым рядом преимуществ перед другими методами строительства в условиях Крайнего Севера: бетоном и железобетоном, а также традиционными видами шпунтов.

Во-первых, это повышенные несущие характеристики, которые достигаются за счет диаметра трубы. Так, если трубошпунт на основе трубы диаметром в 720 мм с толщиной стенки в 10 мм имеет момент сопротивления WW25 см3/м стены, то трубошпунт на основе трубы диаметром в 1420 мм с толщиной стены в те же 10 мм – W=9600 см3/м стены, в два с лишним раза больше. При этом вес квадратного метра стены (м2 стены) остается неизменным – 241 кг/м2 стены.

Во-вторых, рост несущих характеристик отнюдь не вызывает увеличение стоимости.

Таким образом, Запсибгидрострой стал основоположником применения трубошпунта при строительстве объектов в сложных климатических условиях Сибири, Заполярья, Арктического побережья.

Первый патент на стальной трубчатый шпунт был получен в 1993 году. Трудно представить, что вначале пришлось применить немало усилий, чтобы технология строительства объектов с применением трубошпунта была «узаконена» и вошла в нормативную базу. В настоящее время получено 24 патента, совместно с институтом «Сибречпроект» создан Альбом унификаций для проектирования сооружений из сварного трубчатого шпунта.

Долговечность конструкций, построенных с применением трубошпунта, экономическая эффективность в ходе строительства и последующей эксплуатации, а также явные преимущества в процессе возведения подтверждены временем, так как на более, чем 100 км подпорных стен, построенных ООО «Трест Запсибгидрострой» с 1990 года нет ни одной рекламации.

В настоящее время компания может осуществлять весь комплекс работ по строительству, проектированию и снабжению необходимыми материалами, так как в ее состав входят два завода по производству трубошпунта суммарной мощностью 50 000 т/год в Сургуте и Самаре; собственное производство строительных материалов; два проектно-конструкторских бюро; более 700 единиц различной строительной и дорожной техники.

Причал КТО и дорога Сызранского НПЗ. Заказчик ПАО «НК «Роснефть»

Причал КТО и дорога Сызранского НПЗ. Заказчик ПАО «НК «Роснефть»

Особое место для ООО «Трест ЗСГС» занимают объекты под выгрузку крупнотоннажного оборудования (КТО): за последние годы было построено несколько таких объектов для реконструкции нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) ПАО «НК «Роснефть», строительства завода по производству химических удобрений для ОАО «Аммоний», а также Няганьской ГРЭС для ЗАО «Фортум». Комплексы состоят из не категорийных причалов (крановой выгрузкой и методом RO RO), с нагрузкой до 120 т на один квадратный метр, подъездных дорог, мостовых переходов с нагрузкой автопоезда до 1050 т. Все объекты введены и успешно эксплуатируются заказчиками.

В настоящее время завершается строительство «Перегрузочного комплекса и подъездной дороги Омского НПЗ» (заказчик АО «Газпромнефть») и «Устройство путей транспортировки негабаритных грузов для Запсибнефтехима в Тобольске» (заказчик ПАО «СИБУР Холдинг»), в рамках которого возводится путепровод через Лесную эстакаду. Особенностями объекта является его конструкция – опоры свободной высотой до 12 м выполнены в виде незаанкеренной стенки из трубошпунта и одновременно воспринимают нагрузку от провозимого по сооружению груза и удерживают насыпь автодороги. Данная технология позволила в кратчайшие сроки решить стратегически важную задачу – обеспечить своевременный провоз через Лесную эстакаду крупнотоннажного (весом до 1100 т) оборудования переработки углеводородного сырья и выдержать общий график реализации проекта. Такое мостовое сооружение не первое в практике компании (по такой технологии уже было построено 2 моста), но по своим параметрам оно уникально и является первым в России, получившим положительное заключение Государственной экспертизы.

Устройство путей транспортировки негабаритных грузов для «Запсибнефтехима в г. Тобольске. Заказчик: ПАО «СИБУР Холдинг»

Устройство путей транспортировки негабаритных грузов для «Запсибнефтехима в Тобольске. Заказчик: ПАО «СИБУР Холдинг»

ООО «Трест Запсибгидрострой» также выступает активным участником обустройства инфраструктуры Северного морского пути, где условия для производства строительно-монтажных работ значительно отличаются от условий в комфортных климатических районах:

  • логистические схемы доставки грузов с использованием зимников;
  • доставка грузов вертолетом;
  • учет в проекте производства работ строительства в процессе восприятия значительных ледовых нагрузок в период ледохода;
  • успешное умение использовать естественные природные явления, такие как вечная мерзлота в процессе строительства.

Опыт ООО «Трест Запсибгидрострой» и отличные знания особенностей строительства в условиях вечной мерзлоты, применение нестандартных подходов в организации работ и выгодное географическое положение производственных мощностей завода по производству металлоконструкций гидротехнического назначения (трубошпунта, анкерных свай, анкерных и закладных устройств и закладных деталей) на реке Оби является залогом успешной реализации проектов.

В рамках освоения Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения и реализации строительства заводов по отгрузке сжиженного природного газа в октябре 2015 года завершено строительство причалов в северной части Обской губы Карского моря (располагается вдоль западного побережья полуострова Гыданский – одного из наименее изученных районов России).

Обустройство причальных сооружений Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения. Заказчик: АО «АРКТИК СПГ-2»

Обустройство причальных сооружений Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения. Заказчик: АО «АРКТИК СПГ-2»

Навигационный период акватории Обской губы в районе Салмановского месторождения ограничивается началом июля и серединой сентября, а расчетный составляет 72 суток. Конструкция причала представляет собой заанкерованный больверк и выполняется из металлического трубошпунта производства ООО «Трест Запсибгидрострой». Генеральным проектировщиком по объекту является ООО «Морстройтехнология».

Строительство причалов было выполнено в установленные заказчиком сроки за полтора года в условиях Крайнего Севера, необорудованной и оторванной от цивилизации площадки строительства.

При реализации Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения в данный момент силами компании возводятся два причала для разгрузки крупнотоннажных модулей для строительства завода СПГ в морском порту Сабетта. По характеристикам и временным рамкам проекта эти сооружения уникальны и реализуются в России впервые, так как расчетная нагрузка на покрытие при разгрузке модулей составляет 10 т/м2, а сроки строительства составляют всего полтора года. В состав объектов входят 2 грузовых причала общей протяженностью около 480 м, а также открылки и берегоукрепление.

Конструкция представляет собой заанкерованный больверк и выполняется из металлического трубошпунта производства ООО «Трест Запсибгидрострой».

Немаловажно, что ООО «Трест Запсибгидрострой» не только сам развивает инновационные технологии с применением ШТС в строительстве, но и активно делится ими с другими участниками строительной отрасли. Уже стала традицией организация Всероссийских симпозиумов для обсуждения вопросов, связанных с использованием трубошпунта в строительстве: в сентябре 2014 года в Самаре прошел I Всероссийский симпозиум «Отечественный трубошпунт, как гарант нашей экономической безопасности», а в июне 2016 года II Всероссийский симпозиум «Отечественный трубошпунт – 25 лет истории трубошпунта в России» был организован в Ханты-Мансийске.

В настоящее время ведется работа по организации представителями компании курса лекций для студентов по практическому опыту строительства гидротехнических объектов на базе кафедры «Водохозяйственное и гидротехническое строительство» Санкт-Петербургского инженерно-строительного института.

Строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе (объекты подготовительного периода). Причалы №5,6. Заказчик: АО «ЯМАЛ СПГ»

Строительство объектов морского порта в районе поселке Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе (объекты подготовительного периода). Причалы №5,6. Заказчик: АО «ЯМАЛ СПГ»

Традиционно в компании уделяется большое внимание социальным и благотворительным проектам. Так, первый в истории «Открытый Арктический турнир по хоккею с шайбой среди любительских команд» прошел 19-20 апреля в поселке Сабетта на полуострове Ямал. Два года назад у председателя Совета директоров Виктора Викторовича Гончарова родилась идея провести турнир на открытом льду на объекте строительства Треста ЗСГС – причале Салмановского (Утреннего месторождения). Но идею удалось реализовать на другом арктическом объекте – причалах №5 и №6 морского порта в районе поселка Сабетта. Планы Треста по проведения хоккейного соревнования были поддержаны руководством компаний НОВАТЭК и ЯМАЛ СПГ, которые наряду с Трестом ЗСГС выступили в качестве организаторов турнира, а также у Правительства Ямало-Ненецкого Автономного округа.

Уникальность этого события в том, что игры проходили прямо на льду Обской губы на расстоянии 61 м от строящихся объектов порта.

В суровых арктических условиях, на открытом льду, толщина которого составляет 1,30-1,35 м, была установлена хоккейная коробка и трибуны для болельщиков.

В турнире приняли участие команды организаторов: хоккейные команды НОВАТЭК, Бобры Югры и приглашенные команды: Минтранс (Министерство транспорта), Команда 89 (Правительство ЯНАО), СИБУР, Фортуна (МРТС). Мероприятие получило высокую оценку у участников и многочисленных болельщиков – представителей трудовых коллективов, участвующих в строительстве завода «ЯМАЛ СПГ». Все собранные от турнира средства были направлены на продолжение проекта по увековечиванию памяти павших на арктических рубежах страны в годы Великой Отечественной войны – «Карские экспедиции».

Команда «Бобры Югры» на «Открытом Арктическом турнире по хоккею с шайбой среди любительских команд»

Команда «Бобры Югры» на «Открытом Арктическом турнире по хоккею с шайбой среди любительских команд»

За годы работы Трест Запсибгидрострой нарастил свой потенциал и значительно расширил географию и назначение возводимых объектов и пользуется заслуженным авторитетом среди заказчиков и коллег строительной отрасли. А главные составляющие работы, на которые на протяжении свой истории опирается компания: профессионализм, высочайшая требовательность к качеству работ, уважение к сотрудникам и заказчикам, новаторские решения позволяют с уверенностью смотреть в будущее и участвовать в реализации все более ответственных и масштабных проектов, в том числе и для нефтегазовой отрасли!

Читайте также:

ВЫПУСК 1/2024



Читать онлайн