Начинается...

«70 лет в строю»

«70 лет в строю»

В. ЗУБКОВ – журналист газеты «Уральский автомобиль»

В истории градообразующего предприятия Миасса есть две даты, особо почитаемые машиностроителями разных поколений. 30 ноября 1941 года – день рождения завода. 8 июля 1944 года – из ворот главного конвейера выехал первый уральский грузовик ЗиС-5В с выбитым на раме номером – 00001. Через две недели после этого события на фронт отправился первый эшелон с трехтонками, собранными в Миассе. Только что созданные уральские грузовики перевозили солдат, доставляли снаряды, на их шасси размещались мастерские, понтоны, емкости для перевозки топлива.

ЗИС-5

ЗИС-5

Оснащенный мощным по тем временам двигателем и весьма несложный в управлении, автомобиль из Миасса еще успел вдоволь навоеваться, встать в шеренгу лучших грузовиков военного времени, доехать до Берлина и войти в летопись отгремевших сражений с полученным от фронтовиков крепким мужским именем – «Захар».

Автозавод в Миассе принадлежит к категории предприятий, на жизнь которых Великая Отечественная война оказала судьбоносное влияние. Предприятие, сегодня известное далеко за пределами России, появилось на свет в суровые фронтовые годы на базе эвакуированных цехов Московского автомобильного завода. И вся семидесятилетняя история Уральского автозавода – пример верного служения Отечеству.

Люди с твердым уральским характером. Вот самый ценный актив автозавода. Так было и 70 лет назад, эту истину невозможно опровергнуть и сегодня. Предприятие во все времена славится надежным трудовым коллективом и командой сильных управленцев. Вспомним начало пути, военное лихолетье. Завод создавался «с чистого листа», на пустой площадке. Счет сдачи цехов шел на недели. Уже через четыре месяца после решения ГКО СССР об организации в Миассе завода, в марте 1942 года, в моторном цехе прошла обработка первой детали – поршневого кольца, еще через месяц – собрана первая коробка передач, еще через месяц – заработал первый уральский мотор. Бывало, из цехов москвичи и миасцы не выходили сутками. К 27 мая 1944 года монтажники подготовили главный конвейер к сдаче, прошла сборка рулей, испытан первый редуктор.

Урал-355М в 1958 году

Урал-355М в 1958 году

И настал самый памятный день в истории завода – 8 июля 1944 года. При огромном стечении работников и гостей завода автомобиль «…коснулся передними колесами площадки, спрыгнул с рельсов…Кто-то плакал, кто-то смеялся, и все потянулись к автомобилю, ибо каждый видел в этом грузовике долю своего труда…», – так описывал в своем очерке «Автомобиль сходит с гор» очевидец тех памятных событий, писатель Федор Панферов. И сразу стал знаменитым, навсегда остался в истории автозавода и города Дмитрий Фролович Колесов, слесарь-водитель, севший за руль первого автомобиля ЗиС-5В, родившегося в Миассе. И пошел отсчет собираемым машинам: сентябрь 1944 – тысячный, апрель 1945 – пятитысячный, октябрь 1945 – десятитысячный…За прошедшие после рождения первенца 70 лет автозавод выпустил на дороги России и мира 1 миллион 400 тысяч автомобилей.

Урал-375 в 1961 году

Урал-375 в 1961 году

Надежный, безотказный, маневренный, резво идущий по бездорожью… Таким и получился военный «Захар». Именно с таким набором ходовых качеств начали являться миру и последующие разработки нашего автозавода. Автомобиль «УРАЛ» всегда там, где трудно, где и в помине нет асфальта и много тяжелой работы. В мире есть много грузовиков, ладных и нарядных, только «УРАЛ» стоит особняком. И танки, бывает, вязнут там, где проходит внедорожник из Миасса. Какая, скажите, импортная машина может вот так легко, изящно и достойно, перебираться через реки, подниматься по камням в горы, в пустынях оставлять следы, в снегах и льдах пробивать себе дорогу? Ответ один – «УРАЛ». Дизельный двигатель, развитые грунтозацепы шин, балансирная подвеска задних мостов, централизованная система регулирования давления воздуха в шинах – все это работает на запредельные возможности короля бездорожья.

Урал 4320 в 1977 году

Урал 4320 в 1977 году

Прошло 70 лет с того дня, как появился на свет первый уральский грузовик. Много воды утекло в Миасс- реке за это время. Неизменным осталось одно. Автомобили многоликого семейства «УРАЛ» все семь десятилетий достойно выполняют возложенные на них задачи за счет высокой проходимости, большой грузоподъемности, эксплуатационной надежности и простоты технического обслуживания.

Сразу после войны завод, крепко встающий на ноги, берется за создание новых машин.

  • В стране не хватает жидкого топлива – миасские машиностроители отвечают на проблему выпуском с апреля 1946 года автомобиля с газогенераторной установкой – ЗиС-21А.
  • Началась целинная эпопея. И конструкторы завода создают в 1956 году автомобиль «УРАЛ-355М», знаменитую «Эмку».
  • Еще одна легенда отечественного автопрома – «УРАЛ-375» – первый трехосник, снискавший славу у военных заказчиков, ставший таким же символом надежности, как автомат Калашникова.

Шли годы, появлялись новые разработки.

  • Для силовых структур пришелся ко двору дизельный «УРАЛ-4320».
  • Много пользы принес селу автомобиль-самосвал «УРАЛ-5557» с двухсторонней боковой разгрузкой.
  •  Не остались вне зоны внимания потребителей колесной техники «УРАЛ-43206» и «УРАЛ-5323» с колесными формулами 4х4 и 8х8, вошедшие в армейское семейство внедорожников «Мотовоз».
  •  В 2005 году автозавод освоил выпуск автомобилей дорожной гаммы, 28 мая 2010 года на ленте главного конвейера операторы провели сборку первого большегрузного автомобиля «Урал-6370».

И в юбилейный для себя год, встречая 70-летие со дня выпуска первого грузовика ЗиС-5в, автозавод «УРАЛ» не собирается почивать на лаврах. Несмотря на препоны, создаваемые затяжным мировым экономическим кризисом, градообразующее предприятие Миасса уверенно наращивает темпы производства и продаж выпускаемой автотехники.

У тех, кто следит за новинками отечественного автопрома, сегодня на слуху очередные перспективные разработки нашего автозавода – полностью защищенные автомобили «Тайфун-У» и «УРАЛ-ВВ».

Тайфун

Тайфун

В планах предприятия – расширять собственное производство спецтехники. В настоящее время в соответствии с потребностями современного рынка и желаниями потенциальных заказчиков автозавод в Миассе, входящий в состав «Группы ГАЗ», разработал новое семейство модернизированных полноприводных автомобилей «УРАЛ-У». В конструкциях этих грузовиков применены модернизированные ведущие мосты и раздаточные коробки, пневматический привод тормозной системы, улучшена эргономика на рабочем месте водителя.

Среди приоритетных направлений в деятельности автозавода «УРАЛ» – проекты «Клиент», «Прорыв», «ТОП-20», направленные на обновление модельного ряда выпускаемой техники, дальнейшее совершенствование «бережливого производства», увеличение объемов продаж и повышение качества выпускаемой продукции.

Урал ВВ

Урал ВВ

... «УРАЛы» собираемые в Миассе, незаменимые в качестве надежных помощников: военнослужащих, добытчиков нефти и газа, энергетиков, железнодорожников, пожарных, лесозаготовителей, автоперевозчиков… «УРАЛы» часто можно встретить в пустынях Ливии, среди болот Анголы, на морском побережье Мексики, вблизи горы Килиманджаро? Да все потому, что они работают там, где другим машинам не под силу – бороться с ураганами, тушить лесные пожары, спасать людей от разбушевавшихся вулканов. И в этом – самая главная суть.

Если внимательно присмотреться к 70-летней истории предприятия, то станет ясно – легкой жизни у автозавода «УРАЛ» никогда и не бывало. Война, реконструкция, напряженные планы, выпуск новых продуктов. Только автомобиль «УРАЛ» всегда выбирался из глубоких ям, вырытых для него неласковыми обстоятельствами.

Наперекор всему выезжал на ровную дорогу. На то и создан вездеход.

456304, Челябинская обл.,
Миасс, пр. Автозаводцев, д. 1
☎ 8 800 100-11-74
uralaz.ru


Читайте также:

ВЫПУСК 1/2024



Читать онлайн