Начинается...

Автоматизация процедур обеспечения функционирования систем менеджмента ОАО «Севернефтегазпром» на базе «1С Предприятие»

УДК 658.5

Автоматизация процедур обеспечения функционирования систем менеджмента ОАО «Севернефтегазпром» на базе «1С Предприятие»

А. Е. ОЗЕРИНА – ОАО «Севернефтегазпром», OzerinaAE@sngp.com
Р. В. ШВАЙКИН – ОАО «Севернефтегазпром», ShvaykinRV@sngp.com

В рамках внедрения и реализации различных процедур системы менеджмента качества, охраны окружающей среды, производственной безопасности и системы энергетического менеджмента возникает необходимость формирования и ведения значительного объема документации. Автоматизация процедур систем менеджмента на базе программного комплекса «1С Предприятие» позволяет оптимизировать документооборот, обеспечить контроль исполнения запланированных мероприятий, аккумулировать и систематизировать данные по различным показателям с целью их дальнейшего анализа и принятия наиболее рациональных управленческих решений.

Ключевые слова: интегрированная система менеджмента, автоматизация.

Открытое акционерное общество «Севернефтегазпром», акционерами которого являются ПАО «Газпром», компании Wintershall Dea AG и OMV Exploration & Production GmbH, осуществляет добычу природного газа на территории Южно-Русского нефтегазоконденсатного месторождения Ямало-Ненецкого автономного округа.

С 2009 года в ОАО «Севернефтегазпром» действует интегрированная система менеджмента (ИСМ), сертифицированная на соответствие требованиям международных стандартов в области качества (ISO 9001 [1]), охраны окружающей среды (ISO 14001 [2]) и производственной безопасности (ISO 45001 [3], ISO 39001 [4]). С 2015 года на предприятии внедрена система энергетического менеджмента (СЭнМ), сертифицированная на соответствие требованиям международного стандарта ISO 50001 [5].

На базе программного комплекса «1С Предприятие» в Обществе автоматизированы процессы: управления документооборотом (создание документов, согласование, утверждение, ознакомление, контроль исполнения и прочее); управление конкурентными закупками и договорной работой, управление материально-техническим и транспортным обеспечением и прочие.

Достаточно широкие функциональные возможности программного комплекса «1С Предприятие» позволили дополнительно автоматизировать отдельные процедуры ИСМ и СЭнМ посредством разработки и внедрения «Системы внутреннего контроля», включающей следующие контуры:

  • Планы мероприятий;
  • Контур системы документирования и анализа результатов аудита систем менеджмента;
  • Результативность ИСМ.

Остановимся подробнее на каждом из указанных контуров.

Контур «Планы мероприятий»

За годы функционирования ИСМ и СЭнМ в Обществе сформирован высокий уровень культуры работы с несоответствиями, которые могут выявляться как в рамках текущей деятельности, так и при проведении различных форм контроля. Согласно установленным процедурам выявленные несоответствия анализируются, определяются причины их возникновения, планируются и реализуются мероприятия по устранению несоответствий (коррекция) и их причин (корректирующие действия), проводится оценка результативности всех предпринятых действий. Внедрение контура «Планы мероприятий» позволило оптимизировать процесс управления несоответствиями за счет автоматизации основных этапов (табл. 1).

Таблица 1. Функции контура «Планы мероприятий»

Функции контура «Планы мероприятий»

В составе контура предусмотрено формирование планов как по строго регламентированным, так и универсальным формам, что позволяет использовать возможности контура практически во всех направлениях деятельности Общества (рис. 1).

Этап формирования плана мероприятий

Рис. 1. Этап формирования плана мероприятий

База данных Контура позволяет формировать статистику и отчетность в разрезе видов несоответствий, направлений деятельности, структурных подразделений или конкретных исполнителей и является эффективным инструментом для контроля исполнительской дисциплины, определения системных несоответствий, требующих особого внимания на уровне предприятия.

Контур системы документирования и анализа результатов аудита систем менеджмента

С 2015 года в Обществе внедрен «Контур системы документирования и анализа результатов аудита систем менеджмента» для автоматизации бизнес-процесса внутренних аудитов ИСМ и СЭнМ с регистрацией авторского права (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №20161613380 от 25.03.2016 [6]). Контур ИСМ включает следующий функционал (табл. 2).

Таблица 2. Функции контура системы документирования и анализа результатов аудита систем менеджмента

Функции контура системы документирования и анализа результатов аудита систем менеджмента

Внедрение данного контура позволило автоматизировать процесс подготовки и согласования документации по результатам внутренних аудитов, формировать статистическую базу данных, повысить уровень исполнения запланированных мероприятий посредством контроля в системе электронного документооборота (рис. 2).

Процессы и задачи по плану мероприятий

Рис. 2. Процессы и задачи по плану мероприятий

База данных Контура по аналогии с контуром «Планы мероприятий» позволяет формировать необходимую статистику и итоговую отчетность по проведению внутренних аудитов.

Контур «Результативность ИСМ»

В соответствии с требованиями международных стандартов процессы ИСМ Общества подвергаются периодической оценке по установленным критериям с целью определения степени достижения запланированных результатов, для такой оценки используются:

  • основные показатели, непосредственно связанные с планируемыми выходами процессов и целями в области качества (как правило, это сроки и качество выполнения ключевых задач в рамках процесса);
  • дополнительные показатели, характеризующие устойчивость и управляемость процесса (такие как качество мониторинга и контроля, своевременность и качество разработки технической документации и прочее).

Функционал контура «Результативность ИСМ» включает этапы (табл. 3).

Таблица 3. Функции контура «Результативность ИСМ»

Функции контура «Результативность ИСМ»

Пример реализации этапа оценки результативности процесса за отчетный период по процессу «Управление работами по строительству и ремонту скважин» приведен на рис. 3.

Заполнение отчета о результативности процесса

Рис. 3. Заполнение отчета о результативности процесса

Заключение

В перспективе в рамках реализации проекта по развитию единой корпоративной информационно-управляющей системы Общества планируется внедрение подсистем: стратегического управления, корпоративной отчетности,

управления производственной безопасностью, управления планированием и исполнением обязательств, мониторинга ключевых показателей эффективности, управления рисками и прочих, на базе интегрированного программного комплекса, обеспечивающего:

  • интеграцию процессов внутреннего документооборота с почтовыми программами;
  • создание формализованной системы процессов внутреннего документооборота, синхронизированной с бизнес-процессами смежных систем;
  • формирование единой электронной базы документации;
  • сокращение сроков согласования документов за счет определения и оптимизации их маршрутов;
  • обеспечение контроля исполнительской дисциплины при работе с документами;
  • контроль движения документов по этапам документооборота;
  • организацию и разграничение прав доступа к базе электронных документов для пользователей из числа сотрудников Общества;
  • обеспечение возможности учета и обобщение результатов контроля исполнения документов, решений и резолюций органов управления;
  • соблюдение требований работы с архивными документами с учетом современных достижений в применении технических средств и информационных технологий в работе с документами.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. ISO 9001:2015. Quality Management Systems. Requirements [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iso.org/ standard/62085.html (дата обращения: 01.09.2021).
  2. ISO 14001:2015. Environmental Management Systems. Requirements with Guidance for Use [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iso. org/standard/60857.html (дата обращения: 01.09.2021).
  3. ISO 45001:2018. Occupational Health and Safety Management Systems. Requirements with guidance for use [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.iso.org/standard/63787.html (дата обращения: 01.09.2021).
  4. ISO 39001:2012. Road traffic safety (RTS) management systems. Requirements with guidance for use [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iso. org/standard/44958.html (дата обращения: 01.09.2021).
  5. ISO 50001:2011. Energy Management Systems. Requirements with Guidance for Use [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iso. org/standard/51297.html (дата обращения: 01.09.2021).
  6. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016613380. Контур системы документирования и анализа результатов аудита системы менеджмента / Н. Ю. Курзаева, Д. И. Шапарев, Е. Н. Шуплецова и др. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://severneftegazprom. com/netcat_files/218/332/24_svidetelstvo_o_registratsii_programmy_evm__2016613380_.pdf. (дата обращения: 01.09.2021).

Статья опубликована в журнале «СФЕРА. Нефть и Газ» №1/2022

Статья в формате pdf →

 

629380, ЯНАО,
с. Красноселькуп, ул. Ленина, д. 22
☎ +7 (3494) 24-81-06
sngp@sngp.com
severneftegazprom.com

Читайте также:

ВЫПУСК 1/2024



Читать онлайн