Начинается...

Система «вуз-предприятие» как модель инновационного развития отечественной экономики

Система «вуз-предприятие» как модель инновационного развития отечественной экономики

А. А. ТУМАНОВ – РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина,

А. А. ТУМАНОВ
ст. преподаватель кафедры управления трудом и персоналом
РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина, e-mail: aatumanov@gmail.com

В данной статье рассмотрены ключевые вопросы взаимодействия отечественных вузов и предприятий, партнерство которых позиционируется как ключевое условие инновационного развития экономики страны. Автором выделены основные проблемы, обуславливающие необходимость интеграции предприятий и вузов и выявлены преимущества партнерских отношений. Показано, что в условиях стремительного развития наукоемких технологий, сотрудничество предприятий и вузов обеспечивает результативность деятельности заинтересованных партнерских сторон. Рассмотрены основные модели сотрудничества предприятий и вузов в современных условиях, реализация которых дает высокий экономический эффект. Проанализированы основные направления деятельности организаций высшей школы, в рамках которых партнерство с предприятиями создает благоприятные условия для развития инновационной среды.

Ключевые слова: инновационное развитие, партнерство, модель интеграции, образование, производство, конкурентоспособность.

Подготовка высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадров, отвечающих потребностям современного производства, является важнейшим компонентом экономического развития любой страны. От того, насколько университеты готовы выпускать таких специалистов напрямую зависит будущее государства. Одним из факторов, обеспечивающих высокий уровень подготовки кадров, является взаимодействие вузов и производственных предприятий. У образовательного процесса всегда было две стороны – высшее профессиональное учебное заведение и предприятие. Вуз выступает производителем знаний, а предприятие является потребителем специалистов. Следовательно, от эффективности их взаимодействия напрямую зависит уровень соответствия качества подготовки кадров потребностям работодателей и степень востребованности и выпускников, и конкурентоспособности вуза на рынке труда.

Интеграция образования и производства в условиях развития наукоемких производств и технологий является одним из решающих факторов развития экономики и определяет потребности производства и учреждений высшего профессионального образования в формировании многоаспектных форм взаимодействия. Производственные предприятия, являясь потенциальными, а для отраслевых вузов – основными работодателями и потребителями услуг вузов, определяют взаимодействие с вузами в числе доминантных направлений своей деятельности. С другой стороны, вузы также заинтересованы в развитии имеющихся форм взаимодействия с предприятиями и формировании новых направлений в этой деятельности.

Необходимость интеграции предприятий и вузов обусловлена рядом факторов, которые можно обозначить в качестве критически важных проблем, требующих решения.

Во-первых, несоответствие качества профессионального образования требованиям и ожиданиям работодателей. Это несоответствии заключается разрыве между теми знаниями и навыками, которые получают студенты в вузах и уровнем развития производства, основанного на развитых наукоемких технологиях.

Во-вторых, интеграция вузов и предприятий имеет взаимовыгодную результативность. Прежде всего, это касается научно-инновационной деятельности. Формы научной деятельности отраслевых вузов предполагают комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к коммерческим успехам при условии тесного взаимодействия с отраслью. Это возможно при активном развитии научных кадров, которое обеспечивается, в том числе, в рамках системы непрерывного образования.

В-третьих, интеграция вузов и предприятий позволяет обеспечивать расширение спектра рабочих мест и баз практики для студентов, аспирантов на основе создания единых образовательно-производственных площадок, что уже на стадии обучения позволяет адаптировать обучающихся к потребностям предприятия и отрасли в целом.

Следовательно, решение этих задач в рамках взаимодействия вуза и предприятий в условиях инновационного развития обеспечивает количественные и качественные преимущества, так как обе стороны в процессе реализации партнерских отношений более плодотворно решают главную задачу – подготовку высококвалифицированных кадров, способных мобильно адаптироваться к условиям стремительно развивающейся инновационной среды.

Важным аспектом результативности такого взаимодействия является классическая модель успешного инновационного развития – так называемая «тройная спираль», где партнерами в инновационном развитии является государство, университеты и предприятия. Участники инновационного процесса активно взаимодействуют между собой путем обмена финансовыми, материальными и интеллектуальными ресурсами. Именно такое партнерство необходимо для инновационного развития.

Университет как партнер предприятия имеет свои преимущества: во-первых, это стабильная структура, имеет налаженную организационную структуру; во-вторых, это известный участник образовательного процесса; в-третьих, это организация, существующая и развивается в течение довольно длительного времени, имеет свои связи, нормативы и положения.

Предприятие при сотрудничестве с вузами также получает ряд неоспоримых преимуществ, в том числе:

  • обеспечение высокого уровня конкурентоспособности;
  • увеличение стоимости предприятия на рынке и ценности его бренда;
  • формирование положительного имиджа как надежного и стабильного партнера.

Можно выделить еще одно немаловажное преимущество для предприятий. А именно – возможность сократить расходы. Так тесное и долгосрочное взаимодействие предприятия с вузом делает реальным сокращение расходов на подбор персонала, что, как правило, осуществляется в процессе реализации совместных программ по трудоустройству выпускников (например, Ярмарки вакансий). Кроме того, такие расходы как обеспечение инновационных разработок, научных, маркетинговых и иных исследований также снижаются в процессе совместной деятельности предприятий с вузами. Немаловажным преимуществом является формирование новых технологических идей, которые могут способствовать повышению уровня рентабельности предприятия, совершенствованию/модернизации его производственных процессов.

В настоящее время практика взаимодействия вузов и предприятий позволяет обозначить следующие модели сотрудничества:

  • научные, в рамках которых реализуется практика совместных научных исследований и инновационных проектов. К проектам привлекаются не только сотрудники предприятий и профессорско-преподавательский состав вузов, но и студенты и аспиранты, что обеспечивает последним получение новых знаний и умений и способствует воспроизводству научного знания в целом;
  • инновационно-предпринимательские, обеспечивающие через организацию бизнес-образований коммерциализацию научных инновационных разработок, а также интеграцию этих бизнес-образований с местным и/или региональным бизнес-сообществом;
  • бизнес-инкубаторы и коворкинг, предоставляющие возможность посредством реализации разнообразного спектра административных, маркетинговых и управленческих услуг многофакторной совместной деятельности, направленной на оказания помощи в управлении и финансировании важных бизнес и технических проектов;
  • академические спин-офф как форма инновационного предпринимательства на базе организации высшего профессионального образования. Создание и развитие подобных структур способствует созданию новых рабочих мест, быстрому трансферу инновационных технологий, притоку финансовых поступлений и, как следствие, повышению уровня эффективности малого инновационного предпринимательства;
  • научных технопарки, представляющие собой инновационную инфраструктуру, объединяющую научно-исследовательские, научно-технологические и/или научно-производственные высокотехнологические объединения, объекты индустрии, учебные заведение и другие объекты, специализирующиеся на решение комплексных задач, направленных на рост благосостояния территорий и организации, продвижение инновационной культуры, а также обеспечивающие прозрачность состязательности инновационного бизнеса и научных организаций.

Окончательный выбор модели взаимодействия «предприятие – вуз» будет зависеть прежде всего от основной деятельности предприятия и главной цели взаимодействия.

Современные исследования проблем формирования и эффективного функционирования инновационных систем развития национальной экономики убедительно доказывают важность развития взаимоотношений между государством, образовательными, научно-исследовательскими учреждениями и бизнесом. Развитие инноваций зависит от способности представителей предприятий и вузов сотрудничать в различных направлениях: технологий, дизайна, инженерии и др. Необходимо добавить, что развитие партнерских отношений с вузами зависит от экономической модели страны, политических институтов, потребностей рынка и индустрии.

Ученые рассматривают партнерские отношения предприятия с вузами как одну из основных форм социального партнерства, построенное на основе социальной справедливости. Преимуществом развития партнерских отношений вузов является трудоустройство выпускников, а для предприятий – возможность выбора наиболее талантливых кандидатов.

Образование на сегодняшний день работает в рыночных условиях, где полученная информация и знания превращаются в основной капитал выпускника. В то же время ученый отмечает низкую инновационную активность российских высших учебных заведений, что связано с низким уровнем ресурсного обеспечения, особенно это касается оборудования, информации и других расходных материалов.

Целесообразно обратить внимание на то, что будущее сотрудничество должно быть построено на основе поощрения работников образования работать в индустрии и представителей компаний в университете. В системе образования исследовательские университеты играют ключевую роль в подготовке профессионалов, специалистов высокого уровня, ученых-исследователей, которые нужны для развития экономики страны, способных генерировать знания и создавать национальные инновационные системы.

В свою очередь исследователи предлагают модель успешного инновационного развития – тройную спираль, где основными участниками инновационного процесса является государство, университеты и частный бизнес. Участники инновационного процесса активно взаимодействуют между собой путем обмена финансовыми, материальными, интеллектуальными ресурсами. Важно в этой спирали подчеркнуть роль вузов.

В настоящее время инновационная деятельность высших учебных заведений является важным элементом его миссии, а потому нуждается в развитии и финансовой поддержки. Причем эта финансовая поддержка может проявляться как со стороны государства, так и предприятий различных форм собственности. В то же время, эта инновационная деятельность тесно связана с маркетингом инноваций в образовательной сфере. Выделяют такие направления маркетинга инноваций в образовании, как: инновационные технологии в предметной области, взаимодействие науки и практики, проведения фундаментальных исследований и другие. Подчеркнем, что вузы играет важную роль не только в учебном, но и научном направлении.

Также высшее образование является решающим фактором в формировании профессионального и духовного развития личности в условиях экономической и политической независимости России.

Основными задачами деятельности современного университета можно обозначить:

  1. Образовательную деятельность, осуществление которой обеспечивает в рамках действующих образовательных стандартов подготовку высококвалифицированных специалистов профильного квалификационного уровня;
  2. Научная и/или научно-техническая деятельность, обеспечивающая воспроизводство научного знания, проведение научно-исследовательских работ;
  3. Инновационная («третья миссия вузов»), в рамках которой формируются условия для реализации творческого потенциала научных кадров (внедрения, коммерциализация и т.п.);
  4. Творческая, художественная, культурно-воспитательная, спортивная и оздоровительная деятельность, обеспечивающая всестороннее развитие личности обучающихся, способствующая развитию его творческих и иных способностей;
  5. Создание и обеспечение условий для академической и профессиональной мобильности;
  6. Повышение квалификации, подготовка и переподготовка как научно-педагогических кадров, так и персонала отраслевых предприятий;
  7. Осуществление мониторинга рынка труда с целью содействия трудоустройства выпускников;
  8. Осуществление международного научного сотрудничества, в том числе реализация международных проектов и программ, участие в конференциях, семинарах, выставках.

С учетом выше изложенного, отметим, что в соответствии с поставленными перед вузами задачами, существуют определенные стратегические решения для предприятий, особенно в сфере кадрового обеспечения, переподготовки работников, научно-инновационной деятельности, что приводит к необходимости углубления развития партнерских отношений между двумя институтами.

Стратегическое партнерство вузов и предприятия позволяет решить ряд задач, а именно: формирование моделей интеграции научно-технической, учебной и инновационной деятельности; реализация моделей межвузовских программ целевой подготовки специалистов для предприятий и организаций; выполнение научно-технических программ, направленных на создание наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции; разработка и внедрение эффективных механизмов прогнозирования рынка труда в приоритетных научно-образовательных направлениях.

Развитие партнерских отношений между предприятиями и высшими учебными заведениями способствует совершенствованию образования в РФ и определяется принципами интеграции, переходом к инновационной экономике, основанной на знании. Это кардинально влияет на роль специалистов с высшим образованием. Эффективная форма сотрудничества, поддерживает баланс между теоретическими знаниями и прикладными технологиями, способствует продвижению инноваций как в систему образования, так и производственную сферу, так и в экономику страны в целом. В свою очередь это способствует росту научной конкурентоспособности страны в будущем.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ефимочкина Н. Б. Внутрикорпоративные коммуникации как инструмент управления нефтегазового предприятия / Н. Б. Ефимочкина, С. Е. Анисимова, Д. Ю. Сериков // СФЕРА. Нефть и Газ. – 2022. – № 2(85). – с. 84–87. – EDN WQPOJF.
  2. Мартынов С. В. Государственная политика в области повышения качества высшего образования / С. В. Мартынов, С. Ю. Мычка // Синергия. – 2017. – № 5. – с. 7–14. – EDN YUZQRU.
  3. Володина И. Н., Анисимова С. Е., Сериков Д. Ю. Экономический эффект, достигаемый при реструктуризации нефтегазовых компаний // СФЕРА. Нефть и Газ: всерос. отр. науч.-техн. журн. – М.: ООО «ИД «СФЕРА», 2020. – №1. – с. 85–87.
  4. Салми Д. Создание университетов мирового класса / Д. Салми. – Москва: Весь Мир, 2009. – 127 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=128412 (дата обращения: 25.06.2022). – ISBN 978-5-7777-0448-1.
  5. Серикова У. С., Сериков Д. Ю. Обеспеченность ресурсами углеводородов – главный фактор социально-экономического и инфраструктурного развития российской Арктики // СФЕРА. Нефть и Газ: всерос. отр. науч.-техн. журн. – М.: ООО «ИД «СФЕРА», 2018. – №1. – с. 106–112.
  6. Володина И. Н., Анисимова С. Е., Сериков Д. Ю. Повышение качества межотраслевых связей важный фактор развития нефтегазовой промышленности // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2021. – №4. – с. 28–33.
  7. Светлов, И. Е. Образовательное пространство как область взаимодействия предприятий и вузов / И. Е. Светлов // Справочник. Инженерный журнал. – 2017. – № 8(125). – с. 53–56. – EDN IIVCAP.
  8. Володина И. Н., Анисимова С. Е., Сериков Д. Ю. Влияние цифровизации на управленческие процессы предприятий нефтегазовой отрасли // Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности. – 2020. – №6. – с. 34–36.
  9. Филиппова В. Д. Аспекты формирования партнерских отношений предприятий с высшими учебными заведениями / В. Д. Филиппова, С. В. Грицунова, В. М. Скапенко // Российские регионы как центры развития в современном социокультурном пространстве: сборник научных статей материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 25 октября 2019 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – с. 327–330. – EDN MLMZYW.
  10. Анисимова С. Е., Ефимочкина Н. Б., Сериков Д. Ю. Коммуникативное пространство HR брендинга в digital-среде // СФЕРА. Нефть и Газ: всерос. отр. науч.-техн. журн. – М.: ООО «ИД «СФЕРА», 2019. – №6. – с. 26–27.
  11. Блинков О. Г., Анисимова С. Е., Сериков Д. Ю. Особенности развития инновационной деятельности на предприятиях нефтегазового машиностроения // Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса. – 2019. – №6. – с. 5–8.
  12. Володина И. Н., Анисимова С. Е., Сериков Д. Ю. Проблемы и перспективы российско-китайского энергетического диалога в сфере нефти и газа // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2020. – №4. – с. 57–61.
  13. Natalia B. Efimochkina, Svetlana E. Anisimova, Sakit R. Rasulov, Dmitry Y. Serikov. Internal communications system as an oil and gas enterprise management tool // Processes of Petrochemistry and oil Refining. PPOR, Vol/22, No.4, 2021, pp. 530–536.
  14. Блинков И. О., Блинков О. Г., Сериков Д. Ю. Методика оценки функционирования организационно-экономического механизма при реализации инновационного процесса // СФЕРА. Нефть и Газ: всерос. отр. науч.-техн. журн. – М.: ООО «ИД «СФЕРА», 2020. – №1. – с. 88–92.
  15. Манираки А. А., Сериков Д. Ю., Гаффанов Р. Ф., Серикова У. С. Проблемы выбора методов модернизации промышленных предприятий // Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса. – 2019. – №1. – с. 28–33.
119991, Москва, 
Ленинский пр., д. 65, корп. 1
☎ +7 (499) 507-88-88
com@gubkin.ru
www.gubkin.ru


Читайте также:

ВЫПУСК 3/2022



Читать онлайн